Самостоятельность ребенка
На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и определенными словами оценивают их. Самые первые слова- оценки: «хорошо» и «плохо» — сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, усиливающими действие этих слов. Сначала дети только подражают взрослым и высказывают свое одобрение или порицание обычных, хорошо известных фактов и только по отношению к хорошо знакомым им случаям. Но очень скоро дети начинают самостоятельно пользоваться этими знакомыми словами. Конечно, бывает, что они и ошибаются в своей оценке.
Плохая бабушка,— говорит Саша. — Зачем она коврик бьет!» (бабушка палкой выбивала пыль из ковра); «Я молодец, у меня ручки чистые»; «Какая я красивая», — заявляет девочка, закутав голову пестрым платком; «Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная» (у мамы белая кофточка с черными пятнышками).
Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, обозначающее разрешение что-то сделать.
Но воспитание детей — не дрессировка. Ребенок, усваивая правила поведения, научается переносить требования взрослых в самые различные условия и выполнять их самостоятельно на основе обобщения.
Освоение правил и требований, выраженных определенными словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, его самообладания, выдержки и настойчивости.
«Баба, хочешь конфетку?» — спрашивает Витя. «Хочу». «Нет, сейчас нельзя, надо сначала пообедать», — заявляет мальчик, пряча конфетку в ящик стола. Ему самому очень хочется съесть любимый соевый батончик, но известное правило, выраженное словами «нельзя есть конфеты перед едой», оказывается более сильным воздействием, чем его желание. Ребенок подчиняется этому правилу и прячет конфету прежде всего от себя. «Папа, дай мне эту штучку», — просит Игорь, увидя на столе у отца перламутровый ножик. «Ты ведь знаешь, что с папиного стола ничего нельзя брать», — спокойно отвечает отец. Витя, хотя и огорченный, отходит от стола.
Конечно, освоение правил и слов, в которых они выражены, требует длительных упражнений. Но именно в них и формируется ценнейшее качество человеческого характера — умение владеть собой. Оно является одним из показателей воспитанной разумной воли человека.
Мы не дали бы полной картины влияния речи на развитие ребенка, если бы не отметили значение освоения слов и для узнавания ребенком самого себя. Когда девяти-, одиннадцатимесячного ребенка называют по имени, то в ответ на вопрос: «Где Тата?» или «Где Саша?» — ребенок обычно показывает на себя. В это время он обозначает себя так же как обозначает определенным словом дядю, маму, няню, лошадку и т. п.
Чем больше развивается самостоятельность ребенка, тем все больше он начинает узнавать себя как активного деятеля. На каждом шагу он убеждается в том, что своими действиями он может достигнуть какого-то результата. Он, оказывается, может чего-то хотеть, чего-то не хотеть. Чем чаще к нему обращаются взрослые, тем больше он знакомится с собой, называя себя по имени в третьем лице: «Леша не хочет идти гулять», «Это Танины тапочки», «Мама, дай Кате кашу» и т. д.