Агрессивность детей
Детская Агрессия (от лат. aggredi - нападать)- любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинение вреда, и инструментальную - с ее помощью человек добивается чего-либо. Ниже указаны возрастные периоды проявления агрессии у детей до четырехлетнего возраста.
Виды агрессии у детей до 4 лет
1-2 года Агрессия на фрустрирующую ситуацию (укол, общество незнакомых людей, большая собака)
2- 2,5 года Агрессия направлена на ровесников. Ребенок отстаивает и защищает то, что принадлежит ему
3 года Инструментальная агрессия, то есть желание добиться желаемого. Ребенок в категоричной форме настаивает на своем (крик, слезы)
4 года Агрессия в полоролевой идентификации.
Считается, что на агрессивные поступки человека могут толкнуть обстоятельства, вызывающие у него депрессию, стресс, фрустрацию (ситуация, когда возникает препятствие на пути достижения желаемого). Агрессором может двигать желание оказать какое-либо воздействие на оппонента. В детстве родители различают детей по степени агрессивности их поведения. В многодетных семьях сразу укажут на самого спокойного или самого воинственного своего ребенка.
Существует общественная установка, что мальчики более агрессивны, чем девочки. Половое различие агрессивности таковы, что у мальчиков преобладает невербальная агрессия, то есть выражение их чувств и эмоций открыто, "вовне"; у девочек - вербальная агрессия или "внутренняя", которая проявляется в обидах, зависти, злости.
Можно ли сказать, что агрессивное поведение останется таким же в подростковом, а потом и в зрелом возрасте? Ли Робинс в 60-е годы провела многочисленные исследования, итог которых был следующим: агрессивное поведение стабильно. Развиваясь, ребенок нащупывает способы поведения в разных ситуациях, особенно в конфликтных, вырабатывает свою манеру общения - этот стиль у него закрепляется. Следуя этому наблюдению, можно сделать вывод: если ребенок реагирует агрессивно, скорее всего, он и в дальнейшем будет прибегать к подобным действиям.
В США Ли Робинс опубликовала работу, в которой подвела итоги пролонгированного наблюдения за группой людей, которых еще детьми поставили на учет в клинику за асоциальное поведение. Она проводила сравнительный анализ жизни этих детей с судьбой их ровесников, у которых не было в детстве проблем с поведением. Оказалось, что неблагополучные дети испытывали больше трудностей в создании брака, они чаще злоупотребляли алкоголем, подвергались арестом и попадали в тюрьму. Некоторые из этих детей, став взрослыми, страдали психопатическими расстройствами.
Вернемся к истокам агрессивного поведения и ответим на вопрос: "Как дети учатся быть агрессивными?" Конечно, наблюдая за чужой агрессией. Если ребенок сталкивается с насилием дома, если главные методы воспитания силовые, вполне вероятно, что он будет склонен к агрессивному поведению. Гипоопека (родители не интересуются ребенком) также отражается на поведении детей. Вседозволенность, как и суровость, ведет к агрессии, и эти крайности сходятся в последствиях. Наиболее распространенные в данном случае родительские ошибки - безразличное, снисходительное отношение к агрессивным поступкам ребенка, непоследовательность в воспитательной тактике и ссоры родителей.
Пол Коулмен предлагает взрослым полагаться на свою интуицию и любовь к ребенку, учить его прощать, а не мстить за задетое самолюбие. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность могут стать определяющими в поведении ребенка, и со временем он ополчится не только на родителей, но и будет воевать со всем миром.