Психология понимания ребенка: вспоминаем свое детство

загруженное (57)

Это только кажется, что мы хорошо изучили и знаем своих малышей. Они такие предсказуемые, а мы взрослые способны правильно оценить любое действие, поступок нашей малютки. Ребенок плачет, топает ногами из-за того, что вы не дали ему за обедом вторую ложку? Капризничает, надо наказать. Говорит неправду, своими рассказами сбивает с толку? Нужно провести разъяснительные беседы, что врать не хорошо. И мы, конечно, всегда стараемся поставить себя на место ребенка, понять, почему он ведет себя так, а не иначе. Но всегда ли правильно мы анализируем поступки наших детей с высоты прожитых лет, способностей, опыта и знаний.

А может попробовать окунуться в воспоминания о своем детстве? Конечно, нелегко вспомнить то, что ты чувствовал, как ты понимал мир, в возрасте, например, четырех лет, не говоря уже о более раннем периоде. Но мы устроены так, что на самом деле ничего не забывается, а откладывается где-то в подкорках памяти и всплывает в самый неожиданный момент. Например, когда тот или иной случай связан с определенным предметом, словом, запахом. Когда подобное озарение наступает лучше всего постараться запомнить то, о чем вспомнилось. Со временем накопится своя личная энциклопедия воспоминаний, с помощью которой появится возможность отождествлять себя со своим ребенком и понимать его поступки, реакцию, эмоции.

Жадина

 

Очень хорошо помню ситуацию из прошлого: мне четыре года, мы вместе с родителями отправляемся в гости к друзьям семьи. У них тоже были дети: Дима четырех лет и Саша, которому на тот не исполнилось и двух. Мы весь вечер играли в детской, и, среди прочих прекрасных игрушек я отыскала маленького пластмассового человечка из набора конструктора. Сейчас я понимаю, что в этой игрушке величиной с мизинец не было ничего привлекательного...для взрослого. Но игрушка мне безумно понравилась и, как это обычно бывает, я стала просить Диму подарить. Ребенок ответил, что такая игрушка нужна ему самому. Я канючила и не выпускала человечка из рук. В разговор вмешались взрослые со словами: «Дима, как можно...Дима, уступи девочке...Дима, зачем он тебе нужен, у тебя итак много игрушек...Дима, ты настоящий жадина...». Дима, конечно, услышав такие слова ужасно расстроился. А вот я не обижалась на Диму и не считала его жадиной. Потому что понимала: отказаться от этой замечательной игрушки невозможно. Взрослые хотели привить своему ребенку чувство щедрости, умение уступать, делать благородные поступки. И это, конечно, правильно. Но взрослые не сумели поставить себя на его место. Ведь ни одной маме не придет в голову отдать подруге, например, свое любимое платье...

Дружите, дети...

 

Когда к нам в гости приходит Илона — десятимесячная девочка, мой сын Гриша делает вид, что Илоны не существует. Грише почти два года. «Где у Илоны носик?». Гриша тыкает младенцу в щеку и убегает. «Гришенька, почитай Илоне книжку, покажи свои игрушки». «Ня...», — протягивает Гриша книжку и продолжает заниматься своими делами. Или в песочнице. Гриша стоит, прижимая к себе все три машинки, взятые на прогулку, и настороженно смотрит на двух девочек примерно на год постарше его, которые увлеченно строят замки. «Гришенька, ну что ты стоишь, иди, поиграй с девочками». Но девочки не интересуются Гришей, а Гриша не спешит подойти к девочкам. Конечно, я догадывалась, что даже незначительная разница в возрасте делает детей неинтересными друг другу. Но, как и у любой ответственной матери у меня возникали вопросы к себе: может быть, я что-то упустила в воспитании ребенка? Почему он такой не коммуникабельный? Сомнения развеяли воспоминания из детства. Я уже писала про Диму и Сашу. Наши семьи дружили, и мы часто выделись друг с другом. Но Сашу я практически не помню. Он был всего на пару лет младше нас с Димой. Взрослые тискали Сашку, умилялись глядя на его танцы «вокруг своей оси». Мне же его движения казались глупыми и я искренне не понимала, чему радуются взрослые и что их так забавляет.

Маленький врунишка.

 

Марина, мама двухлетней Алисы вспоминает: «В детстве я, как и любой нормальный ребенок часто фантазировала вслух. Особенно досталось младшей сестре, которая выслушивала все мои байки и верила в существование ниндзя, спасавших меня от дворовых мальчишек и коврах-самолетах, на которых мне пришлось попутешествовать ночью. Однажды я увидела крысу, попавшую в капкан, я долго смотрела на нее, изучала. Крыса сидела в полутьме и среди этого мрака мне стали вырисовываться тени и фигуры. Я увидела, что рядом с этой крысой лежит еще одна, но в два раза больше. Я вышла из помещения, потом снова зашла —но второй крысы уже не было. Меня поразил размер исчезнувшего животного и вообще вся эта загадочная ситуация. И я решила поделиться ею с родителями. „Ты опять врешь“, — резко сказала мама, оборвав мой выразительный рассказ. „Сколько можно, мы перестанем тебе верить“, — критика мамы меня очень расстроила, до конца дня во мне горело чувство стыда и боязнь того, что взрослые перестанут мне доверять. Но мне самой было сложно разобраться — была ли крыса на самом деле или это плод моей фантазии? А взрослые с ходу навесили на меня ярлык врунишки. Дети вообще большие фантазеры. Вряд ли я буду ругать Алису за это».

Нехорошие слова

Психология понимания ребенка: вспоминаем свое детство

Какими бы замечательными и любимыми не были наши детки, иногда они доводят нас до белого каления. Сколько раз в бесконтрольном эмоциональном состоянии мы награждали их не очень хорошими словами? Конечно, речь идет не о мате, но даже безобидное с точки зрения взрослого человека «Ты с ума сошел» для ребенка будет звучать грубо, ведь дети воспринимают наши слова буквально. Ирина вспоминает, как ее мама частенько восклицала в сердцах: «Ты что глупая?». А маленький ребенок не улавливал знака вопроса в этом предложении, он слышал лишь последнее слово, которое глубоко отпечаталось в его памяти. Ирина уверена, что своих будущих детей не назовет ни одним обидным словом.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: