Гендерное воспитания в детском саду
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе много пишут о различиях между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональности, мотивации деятельности и поведения. В этой статье мы постараемся раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением. Так, что же такое «гендер»? И в чем состоит отличие «пола» от «гендера»?
Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» - это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» - это категории гендера.
В результате мы можем рассматривать вопросы воспитания и обучения девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Исследования ученых в области психологии и социологии, подтвержденные наблюдениями родителей, воспитателей и педагогов свидетельствуют о том, что особенности половой принадлежности выявляются с самого раннего возраста. Уже в 7-8 месяцев дети начинают различать половую принадлежность «это- дядя, это- тетя». К году жизни, различия в психике мальчиков и девочек, достигает такого уровня, что это проявляется в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у детей обозначаются пути развития мозга.
К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. Мальчики и девочки 2-3 летнего возраста начинают играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом: девочки в основном куклам, мягким игрушкам, предметам одежды и домашней утвари, а мальчики – машинкам, конструкторам, заводным игрушкам, а чаще солдатикам и оружию. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если воспитатель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно встанут несколько девочек, и наоборот. На утреннике детям сложно построиться в две группы: мальчики отдельно, девочки отдельно. В этот период дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность. Если проявления интереса к собственному телу не наблюдается, то возможна задержка психического развития.
После четырех лет, и далее до семи лет, начинает формироваться гендерная устойчивость: ребенок осознает, что мальчик будет мужчиной, а девочка – женщиной, независимо от пожелания малыша.
Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьезно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.
Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.
Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.
Гендерное обучение и воспитание детей является предметом научного исследования во многих странах мира. В результате были получены данные, свидетельствующие о принципиально различных организациях мозга мальчиков и девочек. У мальчиков и девочек – разный мозг, разные уровни активации, разная ассиметрия. Исследования подтверждают различия между полами наряду с физическим, на психическом, когнитивном, поведенческом уровне. Таким образом, зарубежная и отечественная наука обосновала существование различий между полами. На основе научных исследований возникла наука о человеке – гендерология, изучающая проблему гендеров.
Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:
- ребенок не должен предпочитать все время игрушки и игровые роли противоположного пола;
- стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
- активность в выраженном желании изменить свой пол и имя должны насторожить взрослых;
- рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной индентичностью.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Говоря об актуальности гендерного воспитания, педагогам рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
- сюжетно – ролевая игра «Семья»;
- беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
- изготовление подарков для мам, пап;
- дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы. В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофер», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад». В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов и воспитателей изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребенка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.