Независимость детей

images (5)
 На первом году жизни происходит становление воли у малышей. Это начинает едва уловимо сигнализировать родителям о том, что их чадо с каждым годом будет претендовать на все большую и большую независимость. Однако на этом этапе для детей гораздо важнее эмоционально-личностное общение со значимыми людьми.
В три года у них складывается новообразование «Я сам». Меняется восприятие окружающей действительности. Кроха начинает претендовать на выстраивание равноправных отношений, поэтому старается доказать, что уже взрослый. Стремится выполнять не просто элементарные навыки самообслуживания, но и претендует на осуществление той деятельность, что пока еще в силу его возрастных, физиологических особенностей недоступна (приготовление ужина).

Важно, чтобы мама с папой учитывали подобные потребности малютки, так как это является необходимым условием для наиболее эффективного протекания процесса ее развития. Оптимально, если она будет включена в домашнюю бытовую деятельность (уборка). При этом следует подробно объяснить последовательность выполнения каждого действия (например, мытье посуды, поливка комнатных цветов). Стоит уделять больше времени формированию у нее представления об окружающей среде, о моральных, ценностных основах.
Возраст трех лет характеризуется наличием частых, беспочвенных конфликтов. На данном этапе это нормальное явление, если оно не перетекает в яркое, острое противопоставление себя окружающим. Однако чаще дошкольник принимает ошибочные решения, поэтому нужно больше его контролировать, не ущемляя интересов последнего.
Полезно вместе со своим чадом выработать определенные правила, в соответствии с которыми члены семьи будут согласовывать свои поступки. Причем желательно просто, лаконично объяснить значение установленных рамок. Если крошка провинилась в чем-то нельзя говорить: «Ты плохая, потому что разбила тарелку!» Лучше выразить свою претензию в следующем виде: «Я тебя люблю, в тоже время меня расстраивает, что ты разбила тарелку, потому что она мне очень нравилась». Подобным образом следует поступить и, наказывая за что-то, то есть дать понять чаду, за что и в какой мере понесет наказание. Таким образом, не будет ущемлено ощущение ответственности, самостоятельности, сохранится самооценка, не последует формирование постоянного чувства стыда за свое поведение.
При принятии некоторых решений, касающихся малютки, желательно учитывать ее мнение (если оно не аргументировано простым «хочу»). Нельзя требовать от нее постоянной покорности, в противном случае она будет не способна независимо от других принимать адекватные решения.
С возрастом детки начинают психологически отдаляться от своей семьи. На этом этапе чаще всего сфера их интересов лежит в области общения со сверстниками. Авторитет родителей падает, в то время как учителя становятся для них более влиятельными лицами. Безусловно, они продолжают морально и материально зависеть от мамы с папой. Младшие школьники сохраняют к ним сильную эмоциональную привязанность, активно делятся полученными впечатлениями.
Поведение деток дошкольного возраста носит амбивалентный характер: они могут проявлять то потребность во внимании родных, демонстрировать послушание, а через некоторое время уже доказывают свою взрослость, хотят поступать в соответствии со своими внутренними представлениями о модели необходимых действий в той или иной ситуации. Эти тенденции сменяют друг друга, доминируя поочередно, но со временем все сильнее проявляется стремление к независимости.
По мнению Э. Эриксона центральным конфликтом развития для человечка 3 – 6 лет является противоречие между чувством вины и инициативой. Инициативность возникает при познании окружающей среды, выстраивании межличностных отношений со сверстниками. Чувство вины возникает, когда они поступают не так как ожидают того от них близкие. Для полноценного развития крохи необходимо, чтобы были сбалансированы оба конфликтных компонента. Преобладание вины над инициативностью чревато подавлением самостоятельности и наоборот. Однако исход конфликта зависит также и от самих взрослых. Ведь если они будут занимать, по отношению к своему чаду исключительно авторитарную позицию формирование независимости ребенка окажется под сомнением. В таком случае самооценка будет крайне низкой, исчезнет стремление к достижению цели, появится боязнь разочаровать окружающих.
Родным желательно примечать и поощрять даже самые маленькие продвижения и достижения маленького существа, что поможет упрочить уверенность ребенка в себе. Если же у ребят часто возникают трудности при осуществлении какой-либо деятельности или их социальный статус не соответствует, желаемому они могут перестать стремиться к достижению успеха.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: