Об активности и способностях
С чего начинается личность? Этот вопрос в равной степени занимает и ученых-специалистов в области детской педагогики и психологии, и практиков. А рядом с ним встает другой вопрос: как маленький человек становится личностью?
Большую роль в этом процессе играет общение со взрослыми, прежде всего с родителями. Атмосфера семьи, характер взаимоотношений в ней во многом определяют, какими вырастут в ней дети. Если взрослые спокойны, терпеливы, доброжелательны, те же качества, причем уже в раннем возрасте, проявляет и ребенок, он не обидит ни сверстника, ни малыша, пожалеет, если тех обидел кто-то другой, с готовностью поможет, выполнит поручение и т. д. Если родители часто бывают раздражены, чрезмерно требовательны по отношению друг к другу и к ребенку, он ожесточится и любое замечание станет принимать в штыки. Ну а чрезмерно изнеженный, заласканный ребенок становится маленьким тираном в семье, затем в детском саду, а потом и в школе.
Дети очень быстро улавливают отношение к ним взрослых и нередко пользуются их «слабостями» — приспосабливаются к каждому из членов семьи, хитрят...
Юра собирается в детский сад. В присутствии отца он сам находит свои вещи и, побуждаемый его требовательным взглядом, медленно, неохотно, но самостоятельно одевается. При маме сразу же начинает просить: «Одень меня!» И хотя мать всякий раз выговаривает ему, пеняя на лень и нерасторопность, медлительность, он не реагирует на ее замечания. С бабушкой, которая всегда охотно его одевает, процедура превращается в обмен ласками, взаимными объяснениями в любви. У каждого из членов семьи свое понимание смысла и методов воспитания, оно и реализуется в этой обыденной ситуации: отец считает, что воспитывать надо в строгости; мать в принципе придерживается того же мнения, но быть настойчивой и последовательной ей «не хватает времени»; для бабушки внук не перестает быть маленьким, опекать его ей доставляет радость, а о том, во что эта опека выльется, она просто не задумывается. (См.: Воспитание дошкольника в семье, М., 1979, с. 56).
Этот пример доказательно подтверждает мысль о том, что взрослые, формируя личность ребенка, должны быть едины в своих требованиях к нему.
"На что же в первую очередь следует обращать внимание в процессе воспитания личности? Специалисты отвечают на этот вопрос достаточно однозначно — на развитие мотивов поведения и деятельности. Недаром известная пословица гласит: «Было бы желание, все остальное приложится». Разумеется, остальное не прикладывается само собой — и знания, и умения, и привычки надо формировать, однако без желания, интересов, другими словами, мотивов поведения действительно трудно чего-либо добиться.
Поведение детей раннего возраста непосредственно, импульсивно: ушибся — расплакался, захотел спать или есть — начал капризничать, увидел у другого ребенка красивую игрушку — тотчас хочет такую же... Однако постепенно в процессе воспитания положение меняется: правильно воспитанный дошкольник сумеет сдержать и слезы, и желания, управляет своим поведением. Выражаясь научным языком, его поведение становится соответствующим общественным требованиям и нормам, характеру ситуации.
В дошкольном возрасте ведущую роль постепенно начинают приобретать нравственные, познавательные, соревновательные мотивы. В этом возрасте каждый ребенок стремится быть признанным в коллективе. Если раньше ему было достаточно похвалы взрослых, то теперь необходимо заслужить и одобрение сверстников. Развитие этого мотива поведения очень важно направить в нужное русло: ребенок должен усвоить, что по-настоящему добрые отношения в коллективе могут сложиться лишь в том случае, если сам он будем добрым, внимательным и достаточно интересным для сверстников человеком. О. М. Дьяченко и Т. В. Лаврентьева в книге «Психическое развитие дошкольников» приводят такой пример. В старшую группу детского сада пришел новенький — стеснительный мальчик. Он очень хочет играть вместе с детьми, но робеет. Первоначальный интерес, который проявляли к нему другие дети, постепенно угас, и мальчик остался в одиночестве. С этим трудно смириться, и в один прекрасный день он принес в сад жевательную резинку и стал раздавать ее особо приглянувшимся детям. Что руководило ребенком? Мотив установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Но выбранный им путь неудачен. Внимательный воспитатель непременно обратит на это внимание и поможет ребенку войти в коллектив другим, более достойным образом*.
Говоря о мотивах поведения дошкольников, особо следует выделить познавательные мотивы, они должны быть достаточно четко выражены. Иными словами, ребенок должен не просто получать какую-то информацию, а четко представлять, для чего ему нужны эти знания. Развивая познавательные мотивы, мы развиваем сознательный интерес к учению, а это очень важно для школьника. Воспитание так называемой положительной учебной мотивации, то есть желания учиться — одно из важнейших условий подготовки детей к школе.
Шестилетние дети, как правило, любят соревноваться: кто лучше, правильнее, быстрее. Это так называемый соревновательный мотив, поощрять его надо, однако хочется предупредить воспитателей и родителей: будьте осторожны! Не захвалите одних и не разуверьте в своих силах других детей. За каждую удачу ребенка надо похвалить, но похвала должна быть заслуженной. Если ребенку трудно дается что-либо, поддержите его похвалой даже за самую малую удачу и при этом добавьте, что если он и впредь будет стараться, у него с каждым разом будет получаться все лучше и лучше.
Знать мотивы поведения ребенка необходимо, но этого для правильного воспитания недостаточно. Надо уметь оценивать проявления его личности и в соответствии с этой оценкой в том или ином плане вести воспитательную работу. Единицей оценки личности ребенка известный советский психолог А. Н. Леонтьев определяет поступок.
Поступок всегда предполагает выбор, борьбу мотивов. Поэтому важно знать, как поведет ребенок себя в той или иной ситуации, какое примет решение, на что будет ориентироваться, и в соответствии с этим, еще раз подчеркнем вносить необходимые коррективы в процесс воспитания.
В одном исследовании был проведен интересный эксперимент. Детям предлагалась игра: они должны были вытаскивать из коробки карточки с кружками. До начала игры детям объявили, что тот из них, кто вытащит карточку с одним кружком, выиграет конфету, если с тремя, не получит ничего. На самом деле в коробке все карточки были с тремя кружками, чего испытуемые, естественно, не знали. По инструкции, дошкольник не должен был показывать карточку экспериментатору. Подсчитав количество кружков, он опускал карточку назад в коробку, после чего сообщал, какую карточку вытащил. Поскольку все карточки были с тремя кружками, ни один ребенок не мог выиграть...
В описанной ситуации дети ставились перед необходимостью выбора: сказать правду и ничего не получить или солгать, зато получить конфету. Одни сразу признавали, что их постигла неудача. Другие вначале говорили неправду, но затем признавались в этом. Третьи настойчиво утверждали, что вытащили карточку с одним кружком, и спокойно, без особых переживаний, получали конфету.
Разумеется, на основе только указанного эксперимента трудно сделать выводы о правдивости или не-правдивости ребенка, необходимы длительные наблюдения. Однако ситуации, в которых человек должен совершить поступок, сделать выбор, встречаются очень часто. И по тому, каков поступок, можно судить, какая формируется личность.
В этой главе мы не ставили специальной задачи показать развернутый целостный процесс формирования личности в дошкольном возрасте. Основная мысль, которую хотелось бы провести, заключается в том, что личностные качества человек приобретает в процессе своего развития под влиянием общения, воспитания, обучения, отношений со взрослыми и сверстниками. Биологические и личностные особенности растущего человека очень многообразны. Неповторимое их сочетание у каждого конкретного ребенка и создает то, что мы называем индивидуальностью.
Нет одинаковых детей. У каждого свои особенности. Поэтому для правильного развития личности необходимо знать и учитывать не только общие закономерности развития ребенка, но и специфику проявления этого общего в индивидуальном.
Как определить точку отсчета в изучении индивидуальности?
В одном из экспериментальных исследований родителям предлагалось оценить ряд качеств своих детей, связанных с некоторыми показателями готовности к систематическому обучению в школе. В результате оказалось, что высокий или низкий уровень оценок собственного ребенка зависит от восприятия родителями двух очень важных качеств: активности и способностей. Те родители, которые удовлетворены уровнем развития этих качеств, склонны более высоко оценивать и другие свойства личности ребенка, те же, кто считает, что их дети недостаточно активны и способны, наоборот, склонны к более умеренным оценкам и других характеристик.
Этот эксперимент дал возможность предположить, что именно активность и способности являются теми качествами, которые могут послужить отправной точкой, а говоря языком науки, быть использованы как базовые, для описания индивидуальности дошкольника. Оценивая активность и способности ребенка, мы оцениваем не столько достигнутое им, сколько то, чего он может достичь, то есть видим перспективу его развития, и это очень важно. Кроме того, давая такую оценку, мы выделяем среди большой группы детей малые группы, объединяющие определенные типы дошкольников, и с каждой из этих групп строим работу индивидуально.
В каких же сферах жизнедеятельности проявляются активность и способности? Можно назвать игру, труд, учение, общение, рисование, лепку, конструирование и многое другое. Но простое перечисление видов деятельности ничего не дает. Необходимо их как-то объединить. Такое объединение можно осуществить довольно просто. С одной стороны, ребенок проявляет активность и определенный уровень способностей в процессе познания окружающего, усвоения норм, правил, знаний, умений, навыков; с другой — в процессе собственной деятельности, где он проявляет то, что усвоил и знает.
Оценивая степень активности и способностей, можно разделить детей на четыре типа.
К первому типу относятся дети, активно усваивающие новые знания, навыки, нормы поведения и осознанно использующие их в практической деятельности, в повседневности.
Вадик К-, 6 лет. С раннего возраста отличается любознательностью, интересом к окружающему, рано начал заучивать наизусть стихи, родителей буквально засыпает вопросами. К пяти годам научился читать, любит с папой ходить в книжный магазин. На улице с детьми ведет себя шумно, но организован, когда зовут домой, идет сразу, без пререканий. Вежливый, приходя в группу детского сада, обязательно со всеми поздоровается. На занятиях послушен, активен. Не любит несправедливости, если кого-то в его присутствии обижают, обязательно заступится. Отзывчив. Трудолюбив. Дома без особого напоминания убирает свои игрушки, помогает взрослым. Любит конструировать, придумывать конструкции, которые в инструкциях не указаны. Два раза в неделю посещает группу шестилеток в детской музыкальной школе.
Дети второго типа активно усваивают знания, умения, нормы и правила поведения, однако не всегда могут реализовать усвоенное на практике.
Ваня К., 4 года. Живой, подвижный мальчик. Любит все новое, неизвестное, особенно охотно знакомится с новыми людьми, причем засыпает их вопросами. На занятиях в детском саду активен, легко схватывает материал, когда его просят повторить, повторяет, если не заупрямится. Знает, как надо себя вести, однако недисциплинирован, очень своеволен, во всем пытается настоять на своем. Не любит трудиться, если мама просит его убрать игрушки или в чем-то помочь, упрямится, может еще больше разбросать игрушки, сделать не так, как учат взрослые, а наоборот. Не любит сам одеваться, по утрам его одевает бабушка. В контакт с детьми входит легко, но часто ссорится, обижает других. Вспыльчив и обидчив, может часами плакать по пустяку, добиваясь своего.
Из примера видно, что мальчик, хотя и испытывает интерес к окружающему и легко усваивает новые знания, в жизни зачастую не применяет их ( в частности знания норм поведения), да и активность часто проявляет в социально неодобряемых формах. Это объясняется тем, что усвоенные нормы, знания не стали для ребенка действенными мотивами поведения, он не соотносит свои действия и поступки с теми правилами, которым его учили, не может пока правильно оценить себя и свое поведение.
Дети третьего типа недостаточно активны, довольно трудно усваивают новые знания, однако их деятельность и поведение в целом соответствуют нормам, имеющиеся знания они применяют правильно.
Маша К., 5 лет. Спокойная, малоинициативная девочка. Отрицательно относится ко всяким интеллектуальным нагрузкам. Когда родители читают ей книгу, слушает, но интереса не испытывает, слабо воспринимает даже эмоциональный материал. На занятиях в детском саду неактивна, принимает участие в работе только тогда, когда уверена, что справится. Однако особых жалоб от воспитателей не поступает, так как необходимый минимум знаний девочка усваивает и в целом справляется с предлагаемыми заданиями. Особенно ей удаются те виды деятельности, где надо действовать по образцу. Повторяющиеся, стереотипные действия она усваивает относительно легко. Дома самостоятельно заниматься не хочет, рисовать и лепить не любит, зато часами может играть с куклой. В детском саду у нее неплохие отношения с ребятами, во всех играх она участвует, но инициативы не проявляет. Маша вежлива, все, о чем ее попросят, хотя и без особого желания, выполняет и выполняет правильно.
Дети данного типа интуитивно чувствуют ситуацию, характер решаемой задачи, у них высоко развита подражательность, умение следовать образцам, а это в определенной мере компенсирует недостаток знаний, развития познавательных способностей и активности...
И наконец четвертый тип. Это неактивные, трудно поддающиеся обучению дети с невысоким интересом к окружающему. Поэтому у них значительные пробелы в знаниях, что прямо выражается в поведении и поступках. Когда взрослые пытаются указать этим детям на их ошибки, дети не всегда правильно понимают, что от них требуют и потому не принимают требований.
Сережа Л., 6 лет. Импульсивный, недисциплинированный мальчик. Отрицательно относится ко всяким интеллектуальным нагрузкам, плохо подчиняется требованиям взрослых. Любимое занятие — подвижные игры, но справляется только с самыми простыми из них. Если правила игры достаточно сложны, он все равно в эту игру включается, но, не поняв, что от него требуется, только мешает играющим. Если дети отказываются с ним играть, Сережа реагирует на это очень агрессивно. Мальчик воспитывается в неполной семье. Мать не уделяет сыну достаточного внимания, считает, что раз отдала его в детский сад, пусть там и воспитывают. Дома у Сережи мало игрушек и книжек, многие из них сломаны и порваны. Дети и в саду, и во дворе недолюбливают Сережу, сторонятся его, а он, не понимая, чем вызвана неприязнь, еще больше злится...
Как правило, к этому типу принадлежат дошкольники, которые по каким-либо причинам — из-за частых болезней, неблагоприятных условий семейного воспитания и т. п. — отстают в развитии.
Конечно, приведенные типы не исчерпывают всего многообразия индивидуальностей, но могут служить некоторыми ориентирами для выработки индивидуальных мер подхода к ребенку, особенно при подготовке его к систематическому обучению.