Малыш и мир – особенности общения

загруженное (31)

Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но самые первые уроки человеческих взаимоотношений каждый получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успех последующих отношений с другими уже взрослого человека.

Ребенок подрастает и постепенно расширяется круг его общения. Пока мамочки во время прогулок обсуждают с соседками рецепты тортов и достижения своих чад, сами чада активно познают мир социальных взаимоотношений с ровесниками, их родителями и другими детьми и взрослыми.

Вы, наверное, заметили, что ваш малыш уже обладает определенными чертами характера. Психологи исследовали, что даже в раннем возрасте ребенок имеет особенности, которые остаются неизменными через многие годы. И среди малышей можно наблюдать активных "Исследователей", которые интересуются всем, что их окружает, "Лидеров" - чрезвычайно товарищеских и инициаторов во всех играх, и "Наблюдателей" - пассивных "середнячков", которые ничем среди других не выделяются. То, какими чертами владеет ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мир человеческих отношений.

Поэтому, выходя за пределы родительского дома, ваше чадо постепенно познает правила и нормы жизни в обществе людей. И здесь вам как родителям принадлежит особенная, очень ответственная роль. Потому что именно вы являетесь первым примером для своего ребенка, первым консультантом по общению.

Человеку с рождения присуще стремление общаться с себе подобными. Именно в мире социальных отношений и формируется личность.

Баталии на детской площадке

Вам уже приходилось наблюдать за поведением детей второго года жизни на детской площадке? Они очень внимательно рассматривают своих ровесников, пытаются коснуться друг друга, но играть вместе еще не умеют. В лучшем случае, малыши располагаются рядом, каждый со своей игрушкой, не мешая другим. И вы тогда можете просто рассказать ребенку, что другие детки тоже играются, их игры интересны, и нельзя "корректировать" игру "коллеги", а лучше чем-то помочь (дать поиграть своим ведерком, перевезти на машинке песочек и т.п.).

Формирование интереса к играм других детей будет содействовать развитию умения сотрудничать в более сложных играх. Кстати, часто среди детей 2-3 года жизни возникают конфликты из-за игрушек. Вот Ваня и Миша "подрались" за яркую большую машину, причем, Мише абсолютно безразлично, то, что это Ванина машина, он увидел ее, и его привлек этот предмет. Родители удивляются, почему возникают такие ситуации среди детворы. Кажется, у него (или у нее) все есть, полный дом игрушек. Да, это правда, но если у вашего малыша нет старших братьев и сестер, то, наверное, он еще не научился делиться своими игрушками, не осознал, что не все вещи принадлежат только ему. Раньше, когда он играл дома собственными игрушками, никто не претендовал на то, чтобы завладеть этим "добром", и никто другой не касался его. Поэтому ребенок целиком логично считает, что когда он хочет эту машинку, то он немедленно должен ее получить. Иногда малыш может даже стукнуть неудачника-владельца, чтобы завладеть игрушкой. Первый раз это выходит, по-видимому, случайно. И здесь важно своевременно вмешаться взрослому. Одному из участников спора нужно объяснить, что это чужая игрушка и нельзя ее отбирать, тем более не позволяется драться. Но можно попросить игрушку, а еще - предложить поиграть своим ведерком и формочками вместо машины. Его оппоненту, вместе с тем, желательно сказать, что мальчик хотел бы проиграть именно этой игрушкой, попросить поделиться с ним этим ярким "богатством" на колесах. Если же конфликт не стихает, детей лучше просто развести в разные стороны. Так в первый раз начинает формироваться у ребенка осознание "мое-чужое" и закладываются первые навыки сотрудничества.

В мире эмоций и чувств

Свои возможности и собственные личные качества ребенок начинает осознавать приблизительно с года с половиной. Двухлетние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают собственную способность влияния на окружающих. На втором году жизни малыш начинает употреблять слова "мне", "ты", осознавая отличие между собой и окружающими.

С появлением самосознания постепенно развивается умение ребенка в эмпатии - понимании эмоционального состояния другого человека. После полуторагодовалого возраста ваш ребенок будет стремиться утешить грустного человека, обнимать, целовать, давать игрушку или что-нибудь вкусненькое. Вообще, хорошо понимать психологическое состояние другого человека уже способны двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы поведения, например необходимость быть аккуратным, послушным, сдерживать свою агрессию.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: