Пониженное давление у детей. Вегето-сосудистая дистония

загруженное (4)

Под артериальной гипотензией понимают пониженное, по сравнению с нормальными возрастными величинами, артериальное давление. Точными данными по нормам давления располагают врачи. Но обычно нижними границами нормы для детей старше 10 лет считается 100 на 60-65 мм.рт.ст. Гипотонии бывают физиологическими и патологическими.

 

  Физиологией считается такое состояние, когда пониженное давление постоянно регистрируется при общем хорошем самочувствии малыша, при этом он может полностью сохранять свою работоспособность. Такой уровень давления у ребенка не мешает ему выполнять физическую работу, заниматься спортом, бегать и прыгать. Считается, что в таких условиях организм индивидуально настроен работать на таком давлении, и получает достаточное количество кислорода, питательных веществ, и обмен веществ в нем налажен оптимально. Лечить малыша в таком случае не нужно — достаточно регулярных наблюдений за ним.

Все патологические гипотонии разделяют на первичные артериальные гипотонии (гипотензии) и гипотензии в рамках вегето-сосудистой дистонии (ВСД), о которой речь пойдет отдельно. Поговорим пока о первичной гипотонии, которую в свою очередь подразделяют на острую и хроническую.

Острая гипотензия

  Острое снижение давления может произойти при остром нарушении кровообращения, тяжелой интоксикации во время инфекций или отравления, при сепсисе, обезвоживании или острой кровопотере. В этих случаях гипотензия рассматривается как осложнение болезни и устраняется при оказании первой и неотложной помощи детям.

  Вторичной острой гипотензией именуют еще снижение давления при шоке или коллапсе, со-провождающееся острым кислородным голоданием мозга и нарушением работы жизненно важных органов — почек, печени, сердца. Оценка тяжести такого состояния обычно определяется не тем, на какую величину снизилось давление, а как быстро и как выражено это произошло, и успел ли организм малыша адаптироваться к нарушениям.

  Первичная артериальная гипотензия — это патологическая гипотония, возникающая как самостоятельная болезнь. В причинах ее развития основными являются наследственность, особенно если гипотензия есть у мамы малыша, неблагоприятное течение беременности у мамы, недостаточность движений и физической активности малыша, наличие у ребенка очагов хронических инфекций — тонзиллита, аденоидита, эмоциональный стресс или психологическая особенность малыша.

Механизм развития гипотензии формируется за счет гормональных и нервных влияний, в организме ребенка преобладают процессы торможения, а в систему кровообращения попадают гормоны, резко снижающие давление. Как результат — нарушается питание всех органов и тканей, в особенности мозговой ткани.

Среди проявлений гипотензии у ребенка преобладают жалобы на головные боли различных локализаций — в области лба, затылка или по окружности головы. Наблюдается головокружение, слабость, вялость, мушки или потемнение в глазах при переходе из горизонтального в вертикальное положение, снижение памяти и способности к обучению, нарушение температуры конечностей — холодные руки и ноги, чувство онемения. Такие дети плохо переносят поездки в транспорте, душные помещения и нагрузки. Во время кризов, при пароксизмальном течении гипотензии, может наблюдаться периодическое снижение давления ниже 90 на 50 мм.рт.ст., но может быть и стойкое снижение давления — перманентная гипотония.

Самым ярким признаком при хронической гипотензии является ортостатическая гипотония или даже коллапс (нарушение сознания). При этих состояниях происходит резкое снижение систолического артериального давления на 10-20 мм.рт.ст и ниже, а диастолическое давление снижается на 5-10 мм.рт.ст. и ниже. В случае коллапса давление при вставании с постели снижается резко, и малыш может упасть в обморок. Данные нарушения давления могут наблюдаться до 1-3 минут, а потом постепенно восстанавливаются. Чаще всего проблемы с давлением наблюдаются с утра, сопровождается это все нарушениями мозгового кровообращения. Ребенок может испытывать головокружения, шум в ушах, бывают обмороки, и чаще всего они возникают у детей школьного возраста и подростков.

Как лечить таких детей?

Обычно разрабатывается целый комплекс мер лечения и реабилитации таких малышей, как правило, они наблюдаются у педиатра и кардиолога (а иногда и невролога) одновременно.

Лечебные мероприятия начинаются с общеукрепляющих — малышу рекомендуют больше бывать на свежем воздухе, больше и активнее заниматься спортом и физической культурой, достаточно спать, соблюдать режим дня — труд и отдых должен разумно чередоваться. Однако нагрузки для таких детей должны быть дозированы — участие в силовых видах спорта и соревнованиях не для них, показаны водные процедуры. Малышу показано рациональное и сбалансированное питание, допустимы утренний чай (черный или зеленый) или кофе.

Показано назначение витаминов и процедур, оказывающих тонизирующее действие на нервную систему — кофеин, настойка лимонника китайского, женьшень, глютамивит.

Лекарственная терапия показана только в случаях выраженного снижения давления или тяжелого состояния ребенка, когда предъявляются жалобы, — это прерогатива врача.

К совершеннолетию и иногда даже ранее у 85% детей гипотония проходит бесследно. Это связано с особенностями современного роста и развития детей, с акселерацией. Сосуды ребенка просто не успевают за активным ростом скелета, за счет чего тонус сосудов и не дает возможности поддерживать давление на определенных нормальных значениях. С возрастом мышечный каркас сосудов полностью формируется и давление нормализуется.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Теперь подробно остановимся на другом явлении, которое может приводить к колебаниям давления и у детей диагностируется чаще всего — это так называемая вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Чтобы понять, откуда берется это состояние, нужно хотя бы кратко остановиться на строении и работе вегетативной нервной системы (ВНС), которая и принимает непосредственное участие в нарушениях при ВСД.

ВНС условно разделяют на сегментарный отдел — к нему относятся вегетативные центры в стволе головного и в спинном мозге, и надсегментарный отдел. Главным руководящим центром ВНС по праву считается гипоталамус (особое образование головного мозга). Он отвечает в организме за поддержание на определенном уровне обмена веществ — белка, углеводов, жиров, воды и минералов, регулирует производство и отдачу энергии и тепла, руководит работой всех внутренних органов, в том числе и сердца с сосудами. Кроме того, он задействован в работе желез внутренней секреции, отвечает за смену процессов бодрствования и сна.

Гипоталамус находится под непосредственным влиянием коры головного мозга, и в то же время кора может влиять на сердце и сосуды только через гипоталамус. Все нарушения в системе регулирования как гипоталамуса, так и его проводящих путей (нервов) ко всем органам и вызывают проблемы в здоровье с развитием ВСД.

ВСД — это состояние, возникающее в результате нарушения вегетативных влияний на сердце, сосуды и внутренние органы ребенка, на его эндокринные железы и обмен веществ. ВСД — это не болезнь, а комплекс симптомов, причем у каждого конкретного ребенка он может быть различным. Обычно проявляется такой синдром нарушениями адаптации ребенка к внешней среде, эмоциональными и физическими изменениями личности.

Причины и предрасполагающие факторы

Обычно у каждого малыша сочетаются несколько факторов, которые могут быть причинными или предрасполагающими, провоцирующими.

Одной из основных причин развития ВСД является наследственная и конституциональная особенности деятельности ВНС. Склонность родителей к нарушениям в вегетативной нервной системе часто наследуется малышами.

Немаловажную роль в развитии СВД играет протекание беременности и родов, и по статистике до 80-90% детей с таким диагнозом рождаются в результате стремительных или затяжных родов, с применением различных акушерских пособий. При подробном расспросе — когда закричал ребенок, был ли беспокойным на первом месяце жизни, отмечались ли срыгивания, немотивированные повышения температуры до высоких цифр или длительный субфебрилитет, геморрагии в сетчатке глаза, — многие отмечают характерные изменения.

Немаловажную роль играют травматические поражения нервной системы — черепно-мозговые травмы, закрытые и открытые, опухоли и инфекции головного и спинного мозга, отравление с воздействием на нервную систему.

Важную роль играет психическое и эмоциональное состояние ребенка, неблагополучная обстановка дома, психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем родителями, неправильное воспитание — жестокость, гипо- или гиперопека, конфликты в школе, умственное переутомление.

Провоцирующими факторами для развития ВСД являются инфекции, хронические заболевания органов и систем, тонзиллит, кариес и гайморит как источники хронической инфекции. Важными факторами является гормональный сбой в организме во время полового созревания, приобретенные проблемы с эндокринной системой.

Важными  для развития являются влияние гиподинамии, чрезмерных физических нагрузок, оперативных вмешательств и наркоза, неблагоприятных или резко меняющихся метеорологических условий, аллергии и т.д.

Основой развития болезни является сбой системы адаптации к стрессам, из-за чрезмерных психических, эмоциональных нагрузок происходит разбалансирование обмена веществ и гормонального баланса. Страдает координирующая деятельность гипоталамуса и нервной системы. Как результат — формирование неприятных симптомов в сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах.

Проявления

Они очень разнообразны и могут отличаться даже у одного и того же ребенка в разные возрастные периоды. Описывается примерно 30 синдромов и около 150 характерных жалоб при различных формах ВСД.

Основной группой жалоб будут головные боли различных локализаций и интенсивности. Боли могут локализоваться в области висков или лба, могут иметь характер давящих, распирающих, острых, пульсирующих. Они могут провоцироваться ездой в транспорте, сменой погоды, физическими или психологическими нагрузками. Могут сопровождаться слабостью, повышенной утомляемостью, головокружениями при смене положения тела.

Характерны кардиалгии (боли в области сердца), астения, невротические расстройства, нарушения сна, расстройства дыхания и сердцебиения, часто отмечаются так называемые вегетативно-сосудистые пароксизмы (приступы) с дрожанием рук, внутренней дрожью, миалгиями, болями в суставах, отечностью тканей, перебоями в работе сердца, ощущением жара в лице, субфебрилитетом, обмороками.

Обычно данные жалобы нарастают к 4-8 годам жизни, выявляются явные сдвиги в вегетативном тонусе — врач может отметить мраморность кожных покровов, снижение температуры тела или отдельных участков тела (руки, ноги), с усилением их потливости. Такие малыши обычно имеют повышенную массу тела, по натуре боязливы, нерешительны, застенчивы. Постепенно, с возрастом, могут нарастать нарушения деятельности внутренних органов и невротические расстройства, достигая своего пика к половому созреванию, когда в клинику добавляется еще и влияние гормонов. Нарушения отмечаются со стороны сердца и сосудов, дыхания, пищеварения, мочевыделения и поддержания температуры. Дети жалуются на головокружения, расстройства сна и аппетита, могут быть заикание и недержание мочи.

Наиболее устойчивыми являются признаки:

  1. кардиалгии;
  2. сердцебиения;
  3. сосудистая дистония;
  4. вегетативные дисфункции;
  5. дыхательные расстройства;
  6. системно-невротические нарушения. все они в той или иной мере присутствуют у детей.

Врачи выделяют у детей ведущие клинические синдромы, разберем каждый из них чуть подробнее.

  Синдром вегетативной дисфункции характеризуется красным дермографизмом (когда проводишь ногтем по коже, на ней остается выраженная красная полоса, слегка приподнятая над поверхностью кожи). Характерно усиление локальной потливости, особенно рук и ног, неприятные ощущения в области сердца, "пятнистое" покраснение верхней половины грудной клетки, чрезмерная потливость подмышек и синюшность кончиков пальцев кистей рук, их дрожание, неинфекционный субфебрилитет с колебанием температуры, температурная асимметрия под левой и правой подмышками.

  Синдром психических нарушений характеризуется эмоциональной неустойчивостью, с плаксивостью, нарушениями сна, частыми пробуждениями, кошмарами, ощущением страха, боязнью болей в сердце. У таких детей более высокие уровни тревожности, они обычно замкнуты, винят себя во всех болезнях и проблемах, нерешительны, неспособны принимать решения самостоятельно.

Синдром адаптационных нарушений или астенический синдром. Проявляется он в виде быстрой утомляемости, частой слабости, непереносимости тяжелых и даже умеренных физических и психологических нагрузок, чувствительности к смене погоды. Считается, что в основе данного синдрома лежит нарушение поступления к тканям достаточного количества кислорода.

  Синдром гипервентиляции, или респираторный, проявляется в субъективном ощущении у ребенка нехватки воздуха, особенно в душных помещениях или незнакомых местах, чувстве сдавливания в области грудной клетки. Дети отмечают, что им трудно делать вдох, поэтому они стараются изменить ритм и глубину дыхания. Некоторые дети дают клинику, похожую на приступы удушья, хотя анатомических предпосылок для нее нет. Частыми причинами приступов являются физические и психические нагрузки, духота, резкие смены холода на тепло, поездки в транспорте.

  Синдром нарушения мозгового кровообращения (цереброваскулярный) характеризуется головными болями, головокружениями, шумом в области головы и в ушах, дети склонны к обморокам.

  Сердечно-сосудистый синдром — один из самых объемных в клинике ВСД, причем в нем выделяется еще несколько вариантов. Основными жалобами в нем является различной интенсивности боль в сердце, колебания артериального давления, учащение ритма сердца, появление в сердце функциональных шумов, аритмии и изменения, выявляемые на ЭКГ.

Особыми вариантами течения ВСД являются мигрени и обморочные приступы. Мигренью называют наследственно передающиеся нарушения в вегетативной нервной системе, которые характеризуются периодами головных болей, достаточно тяжелых и мучительных.

Выделяются неосложненная форма мигреней и осложненная, которая сопровождается кратковременными нарушениями в чувстви¬тельной, двигательной и речевой сферах. Приступы мигреней чаще возникают у девочек, обычно уже в школьном возрасте, и могут прекратиться почти полностью после установления менструального цикла. У мальчиков они обычно появляются с периодом полового созревания.

ВСД, протекающая по типу обморочных приступов, характеризуется кратковременными потерями сознания у детей и подростков за счет кратковременных нарушений тонуса сосудов и гипоксии головного мозга. В течение приступа выделяются несколько стадий. Первая характеризуется чувством потемнения в глазах, мель¬каниями мушек, шумом в ушах, головокружениями. Затем наступает стадия потери сознания на одну-две минуты с падением на пол, а после нее наступает стадия выхода из обморока, во время которой ребенок слабый, у него чувство разбитости. Эта самая неблагоприятная в плане прогноза форма течения ВСД обычно возникает у детей с неблагоприятным неврологическим статусом.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: