Страхи в возрасте трех, четырех и пяти лет

загруженное (54)

Для этого возраста характерны воображаемые страхи. В предыдущих разделах я говорил, что в разные возрастные периоды детям свойственны разные формы страха. В возрасте трех—четырех лет часто начинают проявляться новые формы — боязнь темноты, собак, пожарных машин, смерти, калек. У ребенка воображение уже развилось до того уровня, когда он может поставить себя на место другого человека и представить опасности, которые ему не приходилось испытывать.

Его любознательность распространяется на весь окружающий мир. Он хочет знать не только причины всего на свете, но и какое отношение все это имеет к нему. Ребенок случайно слышит что-то о смерти и тут же хочет узнать, что это такое. Получив об этом неясное представление, он сразу спрашивает: «Я тоже умру?»

Характерные для этого возраста страхи наиболее распространены среди детей, которые сильно нервничали, потому что их заставляли есть или насильно приучали к горшку; у детей, которых чрезмерно опекали, не давая возможности развивать самостоятельность и общительность; у детей, воображение которых излишне возбуждено страшными сказками и пугающими запретами. Накопленные ранее чувства смутной неуверенности и страха теперь кристаллизуются в воображении ребенка в форме определенных тревог.

Я вовсе не имею в виду, что все испытывающие страх дети являются жертвами неправильного воспитания. Бояться свойственно всем Детям. Окружающий их мир полон явлений, которые они не понимают и независимо от предыдущего воспитания они осознают свою слабость и уязвимость. Я полагаю, что некоторые дети рождаются более чувствительными, чем другие; но все они, как бы правильно Их ни растили, испытывают те или иные страхи.

Вы не сможете изгнать все страхи из воображения ребенка. К тому же умение переносить и преодолевать чувство страха послужит важным жизненным уроком. Следовательно, ваша задача состоит в том, чтобы научить ребенка справляться со страхами и побеждать их в себе. Вспомним слова Селмы Фрайберг в ее книге "Волшебные годы": «Будущее душевное здоровье ребенка зависит не от наличия или отсутствия в его воображении страшных людоедов. Оно зависит от того, как он с ними поступит».
Боязнь темноты. Если ваш ребенок стал бояться темноты, постарайтecь развеять этот страх. Здесь главное не слова, а ваше поведение. Не насмехайтесь над ним, не выражайте свое раздражение. Не пытайтесь убедить его, что бояться нечего. Если ребенок захочет поделиться своими опасениями, что свойственно детям, выслушайте его. Дайте ему почувствовать, что вы хотите понять его состояние, но абсолютно уверены, что с ним ничего плохого не случится. Разумеется, никогда нельзя пугать ребенка чудовищами, полицейскими, чертями.

Следует избегать страшных фильмов и телепередач, жестоких сказок. Ребенок уже достаточно напуган собственными фантазиями. Прекратите упрекать его, если он плохо ест или мочится в постель. Добивайтесь хорошего поведения последовательной твердостью, а не укорами за допущенные проступки, после которых у ребенка остается чувство вины. Постарайтесь, чтобы у ребенка была эмоционально богатая жизнь, насыщенная ежедневным общением с другими детьми. Чем больше он будет поглощен играми и затеями, тем меньше его будут одолевать страхи. Оставляйте дверь в его комнату открытой на ночь, если он просит, или установите ночник. Свет или разговоры в соседней комнате будут гораздо меньше мешать ему заснуть, чем собственные опасения. Боязнь темноты рано или поздно пройдет, и ребенок снова будет нормально ее переносить.

Вопросы о смерти. Приготовьтесь к тому, что в этом возрасте дети часто задают вопросы о смерти. Будьте очень осторожны в своих первых объяснениях, чтобы не напугать ребенка. Можно сказать примерно так: «Все люди смертны. Они умирают, когда становятся очень старыми и больными и уже не могут больше жить».

Ответы на такие вопросы вы должны соотносить с уровнем развития вашего ребенка. Например, фраза «мы потеряли нашего дядю Арчибальда» может внушить страх любому ребенку, который знает на собственном опыте, что значит «потеряться». Поскольку в этом возрасте дети все воспринимают буквально, ни в коем случае нельзя говорить об умершем, что он «просто уснул». Дети станут панически бояться заснуть, чтобы не умереть. Хотя у иного ребенка может быть и такая реакция: «Так разбудите же его, если он заснул».

На мой взгляд, лучше всего, чтобы объяснение было как можно более простым. Не следует приукрашивать суть, например, можно описать смерть как состояние, когда «тело полностью перестает действовать». Далее объяснение можно продолжить с позиций религиозных воззрений, принятых в семье. Большинство взрослых людей в той или иной степени испытывают страх и чувство протеста в связи с неминуемой смертью, и нет смысла представлять проблему ребёнку вне этих естественных человеческих чувств. Но вы можете думать о смерти как о неизбежности, которую нужно встретить с достоинством и твердостью духа, и попытаться привить подобное отношение ребенку. Разговаривая на такую сложную тему, дайте возможность ребенку задать свои вопросы и постарайтесь ответить на них просто и правдиво. Завершая беседу, обнимите его и заверьте, что вы будете вместе еще очень долго.
438. Отношение к похоронам. Многие родители задумываются, стоит ли брать ребенка с собой на похороны родственника или близкого друга семьи. Я считаю, что если ребенок хочет идти на похороны, если самим родителям не претит эта мысль и они подготовят ребенка к тому, что будет происходить, детей начиная с трех лет можно допускать к присутствию на похоронах. Вместе с семьей они даже могут участвовать в церемонии погребения. Важно только, чтобы с ребенком все время находился взрослый, которого он хорошо знает и который постоянно обеспечивал бы эмоциональную поддержку и отвечал на вопросы, а при необходимости быстро увел ребенка домой, если тот очень расстроится.

Боязнь животных характерна для данного возраста, даже если раньше не было никаких инцидентов, связанных с ними. Не тащите ребенка к собаке, чтобы помочь ему преодолеть страх. Чем сильнее вы будете его заставлять, тем больше он будет упираться. Пройдет несколько месяцев, и ребенок сам постарается побороть свой страх и подойдет к собаке. Он сделает это быстрее, если его не заставлять.

Боязнь воды. Никогда насильно не тащите сопротивляющегося ребенка в водоем или бассейн. Бывает, конечно, что ребенок, который оказался в воде, находит в этом удовольствие и разом утрачивает свой страх, но чаще случается наоборот. Нужно помнить, что ребенка самого тянет в воду, хотя ему и страшно.

Иногда ребенок пытается избавиться от страхов перед собаками, пожарными машинами, полицейскими при помощи игр с участием соответствующих игрушек (собак, машин, полицейских), т. е. привыкая к ним и как бы приручая их. Этот способ оказывается весьма эффективным, если ребенок отваживается на него. Страх подталкивает нас к действию. Мы готовы бежать со скоростью ветра или драться с яростью дикого зверя (спасаться бегством или вступать в борьбу). Бег и борьба сжигают наши тревоги. Сидя сложа руки, делу не поможешь. Если ребенок, который боится собак, во время игры теребит плюшевого пса, он частично избавляется от своего страха. Если у вашего ребенка развился сильный страх в ношении какого-то предмета или явления или он боится многих вещей и это начинает влиять на его нормальную, полноценную жизнь, вам следует обратиться к детскому психиатру или психологу.

Боязнь получить травму. Следует отдельно остановиться на проблеме боязни телесных повреждений у детей в возрасте от двух с половиной до пяти лет, так как существуют специальные приемы, помогающие предупредить или облегчить эту проблему. Дети в этом возрасте хотят знать причины абсолютно всего, они легко возбудимы склонны во многом усматривать опасность для себя. Увидев калеки инвалида, они прежде всего хотят знать, что произошло с человеком, затем ставят себя на его место и задаются вопросом, может ли такое случиться с ними.

В этом возрасте у детей проявляется естественный интерес к разнообразным физическим навыкам — прыжкам, бегу, лазанию, поэтому здоровое тело очень важно для них, а любая травма очень расстраивает. Такое отношение объясняет, кстати, почему ребенок двух с половиной или трех лет может так разволноваться из-за разломавшегося печенья. Он может отказаться взять половинки и потребует целое, неповрежденное.

У детей возникает боязнь не только реальных повреждений. Их могут приводить в замешательство даже естественные различия между мальчиками и девочками. Мальчику в возрасте около трех лет, увидавшему обнаженную девочку, может показаться очень странным, что у нее нет пениса, как у него. Он может спросить: «А где ее пи-пи?» И если немедленно не получит удовлетворительного ответа, то может прийти к заключению, что с девочкой произошел несчастный случай. У ребенка возникает тревожная мысль: «Такое может случиться и со мной». Эта же проблема может обеспокоить и маленькую девочку, когда она впервые поймет, что мальчики устроены по-другому. Сначала она спрашивает: «Что это?» Затем беспокоится: «Почему у меня нет такого? Что с ним случилось?» Так устроен мозг трехлетнего ребенка. Ребенок может настолько встревожиться, что даже не решится задать волнующий его вопрос своим родителям.

Беспокойство по поводу неодинакового устройства мальчиков и девочек проявляется в разных формах. Мне вспоминается мальчик меньше трех, с беспокойством наблюдавший, как купают его сестренку, и затем сказавший матери: «Ляля ба-бах». Так он назвал физическое повреждение. Мать никак не могла сообразить, о чем он говорит, пока ребенок не набрался смелости и не объяснил, что он имел в виду. Вскоре он начал с беспокойством периодически трогать свой пенис. Его мать очень расстроилась, приняв это за первые проявления дурных наклонностей. Ей не пришло в голову, что между этими двумя событиями существует прямая связь. Я вспоминаю также маленькую девочку, которая очень встревожилась, узнав о различиях между полами, и упорно старалась раздеть других детей, чтобы проверить, как они устроены. Было видно, что это не шалость и ею руководит сильное беспокойство. Позже она стала ощупывать свои гениталии. Мальчик трех с половиной лет сначала встревожился, что с телом его маленькой сестры что-то не в порядке, а потом его стали беспокоить все сломанные вещи в доме. Он с тревогой спрашивал родителей: «Почему сломался этот оловянный солдатик?» Вопрос, казалось бы, не имел смысла, так как ребенок сам накануне сломал игрушку. Но все повреждения, которые он видел, пробуждали в нем страх за самого себя.

Лучше всего заранее знать, что нормальные дети в возрасте между 2,5 и 3,5 годами склонны удивляться различиям в строении тела мальчиков и девочек. Не получив удовлетворительного объяснения сразу, ка только этот вопрос начнет их интересовать, они могут сделать тревожные для себя выводы. Не нужно ждать, пока ребенок спросит: «Я хочу знать, почему мальчик устроен не так, как девочка». Ребенок и не спросит так прямо, он может задать какой-то наводящий вопрос, намекнуть или будет молчать, терзаемый беспокойством. Не стоит принимать это за нездоровый сексуальный интерес. Для детей этот вопрос так же важен, как многие другие волнующие вопросы, сопровождающие их развитие. Поэтому нельзя заставлять детей замолчать, распекать их за это или стесняться ответить. Это даст им повод думать, что опасность действительно существует, а как раз этого-то и нужно избежать. С другой стороны, не следует напускать на себя слишком серьезный вид и читать лекцию. Все гораздо проще. Хорошо будет сразу же поговорить о страхе в открытую, сказав ребенку, что он, наверное, думает, что у девочек тоже был пенис, но с ним что-то произошло. Попытайтесь объяснить как можно более непринужденным и спокойным тоном, что девочки и женщины устроены не так, как мальчики и мужчины, и так должно быть. Маленькому ребенку гораздо проще понять что-то на конкретном примере. Вы можете объяснить, что Джонни устроен так же, как папа, дядя Гарри, Дэвид и т. д., а Мэри — как мама, миссис Дженкинс и Хелен (перечисляя людей, которых ребенок хорошо знает). Успокоить маленькую девочку иногда сложнее, потому что ей, естественно, хочется видеть у себя то, что она видела у других детей (у мальчиков). Я слышал, как одна девочка жаловалась маме: «Он такой замечательный, а я такая неинтересная». Нужно помочь ей понять, что ее маме нравится то, как она устроена, и что родители любят ее такой, какая она есть. Может быть, сейчас самое время объяснить, что девочки, когда станут взрослыми, смогут вырастить внутри себя ребенка и у них будет грудь, чтобы его кормить. Для трех—четырехлетнего ребенка это звучит достаточно заманчиво.

Боязнь ядерной войны. Дети могут испугаться, слушая разговоры взрослых на эту тему. У маленьких детей это выражается в страхе, что их родители погибнут и некому будет о них заботиться. Дети постарше видят прямую угрозу для себя. Подростков это наводит на пессимистические рассуждения о бессмысленности учебы и заботы о своем здоровье, коль скоро им все равно суждено умереть до того, как они начнут работать и обзаведутся семьей.

Родители помогут детям частично преодолеть этот страх, если скажут: «Да, угроза действительно существует, но этого не случится, если все мы будем бороться за мир. Мы голосуем за кандидатов в президенты, сенаторов и конгрессменов, которые выступают за прекращение ядерной гонки, за разоружение и мирное разрешение конфликтов. Мы постоянно пишем обращения к представителям власти. Мы участвуем в организациях, которые борются за мир, и выходим на демонстрации. Ты тоже можешь внести свой вклад в общее дело, помогая писать письма и принимая участие в кампаниях за мир».

Детей, которые еще слишком малы, чтобы писать письма или понимать смысл демонстраций, можно заверить, что их родители и другие взрослые прилагают все усилия, чтобы не допустить ядерной войны.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: