Кризисные периоды развития личности ребенка

загруженное (93)

Реальное общение людей, которые не пользуются сознательно какой-либо научной периодизацией психического развития, обязательно содержит свое, бытовое (и этим оправданное) представление о периоде жизни человека, что отражается и в словесной маркировке различных возрастов, например дитя, младенец, ребенок, дошкольник, школьник, подросток, юноша, молодой человек, мужчина, зрелый мужчина, старик. Во избежание путаницы мы предлагаем на практике руководствоваться единой возрастной периодизацией, принятой на Международном симпозиуме в г. Москве в 1965 году.

В истории науки неоднократно предпринимались попытки разделить жизнь человека на периоды и связать изменения свойств организма со свойствами психической жизни. Например, в схеме периодизации З.Фрейда в качестве главного критерия периода рассматривается сексуальное развитие ребенка.

Л.С. Выготский также работал над периодизацией психического развития, понимая, что развитие характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и требуют всякий раз особой меры. Он составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, где развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, а также включил возраст полового созревания, но не как критический, а как стабильный. Он считал, что психология изучает только влияние наследственности и утробного развития ребенка на процесс его социального развития. В кризисные периоды их явные признаки стираются вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в нем в скрытом виде.

Л.С. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют более или менее отчетливые границы начала и окончания, что их надо определять по этим границам, тогда как критический период надо считать от его кризисной точки, принимая за начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста.

В периодизации Л.С. Выготского представлены
следующие возрастные кризисы:

- кризис новорожденности;

- кризис 1 года;

- кризис 3 лет;

- кризис 7 лет;

- кризис 17 лет.

В периодизации Л.С. Выготского для нас представляется важным то, что психическая жизнь человека на разных этапах ее развития определяется социальной ситуацией развития, что возрастные новообразования перестраивают и внешнюю, и внутреннюю жизнь ребенка.

Перестройка сознания ребенка к концу каждого периода меняет всю систему его отношений с другими и отношение к самому себе; ребенок чувствует себя изменившимся, изменяющимся. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные, и отличает, по мнению Л.С. Выготского, «нормального» человека.

В отечественной психологии автором одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б.Эльконин. Во время его научной деятельности существенные изменения претерпевала педагогическая периодизация, сложившаяся как отражение организации системы дошкольного и школьного обучения.

В основу периодизации Д.Б. Эльконина положена идея исторической обусловленности психической жизни человека. Он считает, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития разделяется на два относительно независимых потока, которые могут гипертрофированно развиваться: это активность ребенка в системе «ребенок - общественный предмет» и в системе «ребенок - общественный взрослый».

В первой системе ребенку открывается человеческий смысл предметных действий, а во второй - усвоение задач и мотивов человеческой деятельности.

Систематизация Д.Б. Элькониным основных форм активности ребенка с точки зрения их содержания привела к построению такого последовательного ряда форм активности, которые объединяются в две группы: «ребенок - общественный взрослый», «ребенок - общественный предмет».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: