Причины медлительности детей….

загруженное (25)

Всем нам знакома картина, когда группа детского сада уже вышла на прогулку, а один или два ребенка все еще не могут одеться. У воспитателей читается укор в глазах, или даже вылетают оскорбительные прозвища: «А Витя у нас –как всегда копается…». Ребенок старается, на лице выступает тревожный пот, в глазах блестят слезы, а получается все хуже и хуже. Настроение окончательно испорчено, гулять не хочется…
Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявить причины его медлительности лучше поручить специалистам.
Причины медлительности детей могут быть разными:
• общая астенизация ребенка вследствие перенесенного острого или хронического заболевания;
• врожденная патология нервной системы, связанная с органической патологией мозга, недоношенной беременностью, родовой травмой и др.;
• медлительность как этап нормального развития ребенка;
• леворукость ребенка;
• особенности темперамента ребенка;
• влияние на ребенка кризисных этапов развития семьи;
• нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком;
• авторитарный стиль воспитания в семье, сверх контроль, жесткое воспитание ребенка.
Кратко остановимся на каждой из причин.
1. Астенизация ребенка после перенесения соматического заболевания или наличие у него хронического заболевания может вызвать нарушение темпа и ритма деятельности ребенка в сторону замедления. И связано это с тем, что дети ослаблены после болезни, концентрация внимания на любых действиях у них ниже, чем у здоровых детей. Для таких детей необходим адаптационный период и их «медлительность» пройдет сама по себе после полного выздоровления и восстановления сил.
2. Часто причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка – его замедления или ускорения- может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности , трудными родами, недоношенной беременностью, где все системы организма ребенка являются незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов , детских психоаналитиков и психологов. В данном случае после всестороннего системного обследования ребенка опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик смогут разрешить его внутренние конфликты.
3. Медлительность ребенка можно рассматривать также как этап нормального развития в раннем возрасте. В раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики детей , особенно это касается моторики пальцев рук, что не позволяет ребенку выполнять любые действия по своему обслуживанию быстро, четко и красиво. Такая замедленность проходит как этап развития у каждого ребенка. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью , как у мамы, няни, бабушки или воспитателя детского сада
4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности ребенка. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма деятельности, но и к тяжелым дисгармониям в развитии личности ребенка. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.
5. Особенности темперамента ребенка-флегматика – классический случай ярко выраженной медлительности ребенка. Такой ребенок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы он не делал, он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая все препятствия.
6. Любые кризисные моменты в развитии семьи, как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи,- являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию.
7. Нерасторопность ребенка может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая , много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней.
Рекомендации для родителей
1. Взрослым важно помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но не ускорят работу.
2. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению активности, но делать это надо в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего малыша с понятием времени и учить его распределять, учить выделять в деле главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, что поможет создать ему ощущение постоянства, к которому он так стремится.
3. Включение нерасторопного малыша в игры соревновательного типа заранее обречены на неудачу, поэтому лучше воздержаться от таких игр.
4. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вышло вчера», «Вот ты уже научился быстро застегивать пуговицу, кушать …как я», и т.д.
5. Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, участие и сочувствие родителей. Эти малыши , как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.
6. Иногда флегматичный ребенок не может приступить к выполнению задания из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Ведь ему важнее всего ощущение, уверенность в том, что он не один, он получит поощрение и поддержку. Наказания и одергивания, а также поторапливание такого ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий.
7. Если в семье не принято открыто проявлять свои чувства, то родители не могут рассчитывать на то, что и ребенок будет эмоционально открытым, а флегматичному ребенку очень важно чувствовать эмоциональную поддержку своих близких, ежедневно чувствовать и знать, что он любим, его принимают, в него верят. Это усиливает оптимистическое отношение к жизни такого ребенка.
8. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка , а иногда и полной его невротизации. Ведь такой ребенок подозревает, что его недостаточно любят. А самые сильные страхи у детей- страх быть покинутым, и страх потери любви близких ему людей. И у медлительного ребенка они выражены подчас очень сильно из-за его неуверенности в своих силах.
9. Стремительные, энергичные мамы замедленных детей способны довести ребенка до невроза и разрушить душевный контакт между ним и собой на всю последующую жизнь. Задача взрослых не мешать развиваться таким детям в присущем им темпе, учитывая их индивидуальные способности.
10. Так как медлительный ребенок боится всего нового и любых перемен, то поступление в детский сад или школу делают его уязвимым перед своей неловкостью. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации ребенка в этих и других учреждениях, проконсультировали учителей и воспитателей на тему особенностей своего ребенка, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу, а тактичного и вдумчивого учителя.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: