Если у ребенка появились воображаемые друзья
Воображаемые друзья часто появляются у детей трех-пятилетнего возраста. Многим родителям это кажется странным. Попробуем разобраться, так ли это плохо?
Жизнь преподносит множество ситуаций, в которых психика ребенка находится в неустойчивом, даже стрессовом состоянии. Это происходит, когда малыш встречается с новыми обстоятельствами окружающей его действительности. Например, при переезде на другое место проживания, появлением в семье младшего братика или сестренки, во время адаптации в детском саду. Все это связано с переживаниями чувства одиночества. А придуманный друг позволяет справиться с этим состоянием. Он всегда поймет, ему можно рассказать и поведать самое сокровенное. Роль выдуманного друга иногда присваивается игрушке.
Если ребенок обижен поведением чересчур строгих родителей или злой воспитательницы в саду, он придумывает себе эдакого «мальчика для битья». Чувствуя проблему, но не умея ее правильно оценить, малыш интуитивно проигрывает неприятности, меняя роли в игре – себя ставя на место обидчика, а на свое – воображаемого друга. Наблюдая подобное поведение детей, можно узнать об их тревогах и проблемах.
Иногда провинившийся ребенок в страхе быть наказанным старается оправдаться, свалив свою вину на придуманного друга.
Часто ребенок в воображении ищет защиты, когда его обижают в реальности. Эта ситуация опасна, и при ее появлении надо отыскать обидчиков или поговорить с психологом. Иногда мысленный друг появляется, когда ребенку не хватает внимания родителей, ему скучно и не с кем общаться.
Появление у ребенка воображаемого друга не является причиной для особого беспокойства. Это, прежде всего, говорит о том, что ребенок обладает развитой фантазией и способность к творчеству. И потом, придуманный герой помогает ребенку решить эмоциональные проблемы в преодолении агрессии, одиночества, а также приспособиться к изменившейся обстановке. Ведь с воображаемым другом он может вести себя так, как хочет: не стесняясь не так, как требуется. Это проявление первой самостоятельности и закрепление полученного жизненного опыта через инсценировку пережитых ситуаций.
Часто взрослые не понимают как себя вести в таком случае. Если не замечено больших проблем, можно ребенку подыграть, например, угостить печеньем малыша и его воображаемого друга. Непозволительно разрешать ребенку не признавать свою вину, перекладывая ее на мысленного друга. При этом следует помнить, что запрет на общение с другом нежелателен – втайне ребенок все равно будет это делать.
Лучшим вашим решением станет увеличение времени общения с ребенком, стремление его понять, стать мягче.
Серьезно беспокоиться и проконсультироваться с психологом стоит в случаях возникновения в общении с выдуманным другом мрачных и жестоких игр; потерей ребенком сна и аппетита в результате увлечения придуманной игрой; ссор с воображаемым другом и впадением в депрессию от этого; при проявлении зависимости от выдуманного друга.
К началу школьного периода у детей обычно появляется достаточно настоящих друзей, и потребность общаться с выдуманным проходит сама по себе. Стоит запомнить, что воображаемый друг бывает не у всех детей, это не является нормой, как не является и отклонением.