Надо любить ребенка.
Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой— и потому, что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди; и потому, что сама "массированность" воздействия взрослых членов семьи на ребенка (даже если он находится какое-то время не дома, а в детском саду) намного превосходит влияние других взрослых; и потому, что— поскольку речь идет у нас о малыше — падают эти уроки на почву, которая, если позволительно так выразиться, весьма доверчива к семенам, бросаемым в нее...
Итак, что же вы должны (и чего не должны) делать, если хотите хорошо воспитать ребенка?
Простая Любовь…
Прежде всего — надо любить ребенка.
"Ну, это так просто!" — решит кто-то. Действительно, о родительской любви говорят часто как о чем-то само собой разумеющемся (а порой даже и неодобрительно — мол, мешает она трезвому взгляду на свое чадо). Между тем, если положить руку на сердце, кто из нас не грешен в том, что в какие-то моменты жизни давал пересохнуть роднику живой, бескорыстной любви к ребенку?
Легко любить тогда, когда любовь приносит одни радости. Но дети не всегда радуют нас. Они бывают непослушны, они совершают проступки, они лгут. Естественно, мы огорчаемся. Но плохо, когда с этим огорчением угасает любовь к ребенку. Самое печальное, когда родители начинают меньше любить своего малыша, потому что он, на их взгляд, оказывается "хуже" других детей (не так смышлен, не так ловок) или потому что он не оправдывает в чем-то их надежд (думали, у него музыкальные способности, а занимается плохо; думали, она будет фигуристкой-чемпионкой, а ее из секции отчисляют из-за "неперспективности").
Мы должны любить детей не за то, что они "хорошие", а просто за то, что они есть, за то, что это наши дети. И не верьте тем, кто будет говорить вам, что это любовь слепая, "биологическая". Нет, культура любви к ребенку — самое человеческое, что можно себе представить. Родители, сами выросшие в обстановке такой любви, несут ее и дальше, воспроизводят в новом поколении. Дети, постоянно, уверенно ощущающие любовь близких, растут под знаком доверия к миру — они знают, что о них заботятся, что они защищены; защита эта и забота скорее всего помогают им развернуть лучшие свои силы и качества. Те же, кто был в детстве лишен живой родительской любви, чаще склонны вести себя более жестко, сухо, рационально и по отношению к своим детям, и по отношению к вырастившим их людям. Но прежде чем стать взрослыми, им предстоит пережить немало горьких минут — минут смутного ощущения своей нежеланности, ненужности; не исключено, что у таких детей сложится горькое чувство собственной неполноценности.
Любовь близких ребенок должен ощущать всегда и постоянно — и в тех случаях (а может быть, даже особенно в тех случаях), когда взрослые дают ему понять, что они недовольны его поведением. Иначе не будет у малыша опоры, иначе рассудит он своим детским умом и сердцем, что недовольны им просто потому, что не любят... Пусть он почувствует: им недовольны потому, что любят, это послужит ему мощной поддержкой в желании исправиться.
А что касается сравнений с другими детьми, давайте не устраивать соревнований родительских самолюбий. Проиграете соревнование вы — а расплачиваться за это поражение будет ребенок "незаметным" (вы так полагаете) вашим разочарованием в нем. Не лучше ли, просто любя малыша, создавая возможности для его развития, верить в то, что он вырастет настоящим и дельным человеком?
Нам порой трудно бывает в жизни, нас не минуют свои, взрослые неприятности и горести. Не позволяйте себе никогда распускаться и лишать ребенка своей любви потому, что плохо вам. Напротив, постарайтесь найти опору для себя в трудную минуту именно в своей любви к ребенку. Это воздастся сторицей — и вам, и малышу.
Нет, это совсем не просто — любить ребенка.