Родители – идеальные наблюдатели.

загруженное (19)

Как и всякая наука, детская психология начинает с наблюдения. Казалось бы, нет ничего проще —дети так многообразны в своих проявлениях, только успевай фиксировать факты! Но тут сразу возникает множество сложностей.
Прежде всего — какова цель наблюдения? Невозможно ведь наблюдать все подряд, невозможно отмечать каждое движение и каждое слово ребенка. Поэтому даже так называемые сплошные наблюдения (которые ведутся в течение длительного времени и охватывают многие стороны поведения ребенка), конечно же, не сплошные в буквальном смысле этого слова. Они более или менее избирательны: отмечается только то, что наблюдатель считает важным, значимым, особенно то, в чем можно увидеть проявление у ребенка новых черт поведения, новых психических качеств, новых возможностей.
Результаты таких наблюдений, как правило, сохраняются в виде дневников. Здесь хочется подчеркнуть, что важным источником фактов, проливающих свет на закономерности психического развития детей, могут быть не только дневники специалистов, но и родительские дневники. Исследователи ссылаются в своих трудах не только на дневники психологов (такие, например, как «Дневник развития ребенка» Н. А. Менчинской и «Близнецы» В.С.Мухиной), но и на записи матерей, которые не были специалистами в области психологии (среди них отмечают книги А. Д. Павловой, Э.И.Станчинской).
Наблюдения, пропущенные через призму острого писательского видения (таковы записи замечательного детского писателя Н. Н. Носова «Повесть о моем друге Игоре» или Л. Пантелеева «Наша Маша»).
Но важнее, конечно, другое — такой постоянный и последовательный интерес родителей к поведению малыша, к проявлениям его психического развития, к результатам собственных «педагогических воздействий» дает возможность воспитывать ребенка более трезво, осмысленно, с нужной долей самокритичности. Постарайтесь вести дневник развития вашего ребенка! Вы - идеальные наблюдатели своего ребенка. 
Конечно, в нем вы будете отмечать то, что показалось вам примечательным в действиях малыша, в его высказываниях, в его играх и рисунках... Наверное, у вас будут возникать и какие-то свои суждения и размышления по поводу того, что вы наблюдаете. Постарайтесь быть объективными — отделяйте свои предположения и выводы от описания внешних проявлений поведения ребенка.
Это порой сложно. Вот ребенок смеется шутке. Но почему он смеется? Он понял ее? Или засмеялся «за компанию», потому что засмеялись все? Истолковать увиденное правильно удается не сразу. Хорошие наблюдатели ведут как бы параллельный дневник — записывая отдельно то, что они непосредственно наблюдают, а рядом — возможное истолкование.
Существуют также не сплошные наблюдения, а выборочные. Самоограничение наблюдателя позволяет ему исследовать какие-то черты развития ребенка особенно тщательно.
Классическим образцом выборочного наблюдения считается наблюдение, которое вел Ч. Дарвин за развитием своего сына. Полученный при этом материал он использовал затем в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Другой пример — работа советского лингвиста А. Н. Гвоздева, который в течение восьми лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына. На основе этих записей возникла книга «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка».
Кстати, в том, что касается наблюдений за развитием речи детей, роль отца и матери может быть особенно велика. Доктор филологических наук А. А. Леонтьев, подчеркнув огромное значение изучения детской речи и для педагогики, и для лингвистики, обратился к тем, кто слышит эту речь чаще других, к родителям: «...Чтобы внести вклад в науку о детской речи, совсем не нужно быть лингвистом и психологом. Достаточно быть просто-напросто внимательным и наблюдательным человеком. До сих пор чуть ли не каждый исследователь детской речи ссылается на дневники отцов и матерей, где изо дня в день описывалось, что, когда и как сказал ребенок...Существенное значение имеет наблюдение за тем, как говорит ваш ребенок, когда и в какой последовательности он начинает употреблять слова, как он овладевает грамматическим строем родного языка. Чем систематичнее и подробнее будут ваши записи, тем они будут ценнее. Особенно интересны данные о самом начале детской речи — примерно от года до двух с половиной — трех лет».
Вообще надо сказать, что родители в некотором отношении находятся в более выгодном положении, чем специалисты. Ведь если ребенок чувствует или знает, что за ним наблюдают (или просто видит человека, к которому привык мало), его поведение теряет естественность, непринужденность. Поэтому исследователю приходится «прятаться» от детей, прибегая к всевозможным техническим ухищрениям, — скажем, использовать телевизионные камеры, отгораживаться специальными стеклами, которые пропускают свет только с одной стороны... Или же он должен долго «включаться в общество» детей, поведение которых изучает. Отец и мать в этом смысле имеют известные преимущества по сравнению со «сторонним» наблюдателем, они - идеальные наблюдатели!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: