Психологические причины неуспеваемости младших школьников

загруженное (53)

Неуспеваемость можно разделить на общую и специфическую. Под общей подразумевается стойкая, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимает:

  • Пропуски букв в письменных работах
  • Орфографические ошибки при хорошем знании правил
  • Невнимательность и рассеянность
  • Трудности при решении математических задач
  • Неусидчивость
  • Трудности в усвоении новых заданий
  • Постоянная грязь в тетради
  • Плохое знание таблицы умножения (сложения)
  • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы

И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности.

Нормально, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. Он отстаёт в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школы и родители).

Леворукость ребенка в школе является из причин неуспеваемости.

Левшами являются 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденции к увеличению. В каждом классе встречается 1 -2 детей, предпочитающих рисовать, писать левой рукой.

Леворукость -это не патология и не недостаток развития, не каприз и не упрямство ребенка. Это важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Примерно 20% пропускают буквы в письменных работах. Причины: низкий уровень фонематического уровня, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля.

19% ребят допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть знать любое правило.
17% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, и устойчивости внимания.
14,8% испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, низкий уровень развития образного мышления.
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабо развито логического запоминания, низкий речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% детей неусидчивы. 12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителем с первого раза - низкий уровень воспитания и произвольности.
У 11,5% постоянно грязь в тетради - слабо развита мелкая моторика пальцев рук и недостаточном объеме внимания.
10,2% плохо знают таблицу сложения (умножения), низкий уровень памяти.
9.6% не справляются с заданиями самостоятельной работы. Причины -несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень произвольности.
9,5% постоянно забывают дома учебные предметы - низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился по образцу, 8,5% домашнее задание выполняют на отлично, а с работой в классе справляются плохо.

Причины различны - низкая скорость протекания психологических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

Основная задача взрослых, его позитивные приобретения являются необходимым основанием о котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка.

6,9%-любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начинает его выполнить.
6,4% детей постоянно переспрашивают - низкий уровень объема внимания.
5,5% плохо ориентируются в тетради, 4,9% часто поднимают руку, а при ответе молчат.
0,7% долгое время не могут найти свою парту. Слабая ориентировка в пространстве.

Психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников включает 3 поведенческих типа:

А. дети с низкой интенсивностью учебной деятельности
Б. дети с низкой эффективностью учебной деятельности
В. дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности

А. Доминирующим мотивом поведения у детей данной группы является проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Как правило они не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок стремится утвердить себя в различных видах внешних занятий.

Б. Причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо бедность чувствительного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо микропоражения в коре головного мозга, либо и то и другое вместе.

В. Обычно эти 2 признака неуспеваемости ребенка объединены определенными причинно-следственными связями, возможно дальше одновременное их проявление. В соответствие с их вариантами учащиеся данного типа могут быть разделены на 3 группы:

1 группа является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности, предшествовавшей ей низкой интенсивностью. В начале обучения в 1 классе наблюдается старательность, переживание неудач в учении, которое сменяется тупой пассивностью, отношения к учителям, сверстникам, родителям спокойные.

2 группа детей являются обусловленностью низкой эффективности учебной деятельности её низкой интенсивностью на начальном этапе обучения. Источник последней - это либо несформированность мотивов учения на начальном этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы.

3  группа является одновременно независимые проявления низкой интенсивности, и низкой эффективности с 1 дней обучения в школе. Специфические признаки тотальная психическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психологическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально волевую, но и другие сферы условия:

  1. Отсутствие существенных недостатков умственного развития.
  2. Недостаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня.
  3. Материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека.
  4. Мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста, имеют гораздо большие познавательные возможности.

Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель который часто выступает как своего рода центр его жизни именно на учителя оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка.

Целью определения готовности является раннее выявление тех детей которые для организации их деятельности на уроке нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, помимо функциональной готовности, диагностируются также такие компоненты психологической готовности, как развитие произвольности. Эффективным методом диагностики в этом плане является методика «Графический диктант». Д.Б. Эльконина анализируя результаты выполнения задания следует оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Определить психологическую готовность к школе.

Очень сложным для первоклассников является адаптация к школе. В этот период дети очень шумны, кричат, ведут себя развязно или зажаты, скованны, робки, смущаются при обращении к ним. Нарушается аппетит, вдруг возрастает интерес к игрушкам, играм.. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требовании, которым ребенок должен отвечать. Есть первоклассники где наблюдается множественное функциональное отклонение. В течении адаптационного периода психологу целесообразно оставить класс наедине с учителем и вмешиваться лишь по просьбе педагога. Наиболее полезной формой работы психолога здесь может быть его выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию в школе.

Можно выделить три уровня адаптации: высокий, средний, низкий.

Дезадаптация - это психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и в семье и затрагивают учебную и внеучебную активность ученика.

Существуют множество подходов к выделению различных категории детей слабоуспевающих. Интересный подход предлагают детские психоневрологи В.П. Петрунеки и Л.Н.Таран.

С их точки зрения, все многообразие индивидуальных вариантов неуспеваемости можно свести к двум основным; неуспеваемость у чрезмерно подвижных детей и у чрезмерно медлительных детей,авторы специально подчеркивают что речь идет о чрезмерности.

  1. Неусидчивые, беспокойны, быстро отвлекаются не могут надолго сосредоточить на чем-нибудь свое внимание, часто торопятся ответить даже не дослушав рассказа, задачи и т.д.
  2. Ведут себя хорошо, но крайне инертны, вялы, стараются выполнить все, что скажет учитель но самостоятельного интереса, собственной инициативы в занятиях не проявляют. Медлительность проявляется не только в классе, но и в других видах деятельности, медлительность связана с быстрой истощаемостью нервной системы.

Т.В. Дорожовец изучила шести - семилетних детей первоклассников и обнаружила три дезадаптационных стиля:

  1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения к требованиям среды.(Хороший ученик подчиняется всем нормам и правилам школьной жизни.)
  2. Ассимиляционный стиль- стремление ребенка подчинить социальную среду своим требованиям. (Выполнение школьных правил только в присутствии учителя, негативные оценки учащихся в присутствии одноклассников ведут, к общему снижению их авторитета.)
  3. Незрелый стиль связан с психологической незрелостью данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития. (Недостаточным развитием воли, неспособны скоординировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни).

Младший школьный возраст 6-7 и 9-10 лет. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становиться общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Также младший школьник включен и в другие виды деятельности.(кроме учебной)С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка в ходе усвоения научных знаний, перестраиваются и другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие- думающим.

В этом возрасте ребенок становится самостоятельным. Сам выбирает как ему поступать в определенных ситуациях, старается следовать определенным правилам и законам которые часто связаны с эгоистичными мотивами и желанием быть одобренными в группе сверстников и взрослыми. Он активно начинает размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной неуспеваемости, оценки взрослого, он сильно подвержен внешнему влиянию. Именно в этом возрасте также переживает свою уникальность, он осознает себя личностью стремиться к совершенству.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последних лет обучения, к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе причин неуспеваемости и предотвращение или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе. Причины:

  1. Неправильно сформировавшееся отношение к учению.
  2. Трудность усвоения учебного материала, что обычно называют отсутствием способностей ученика.
  3. Отсутствие правильных навыков учебной работы.
  4. Неумение трудиться, преодолевать трудности.
  5. Неразвитость познавательных и учебных процессов.

Нередко причинами неуспеваемости является аффективные переживания школьника. Суть этого явления заключается в том, что на основе отрицательных аффективных переживаний, возникающий у ученика при общений с учителем, он начинает неадекватно воспринимать отношения учителя к себе, считая, что тот несправедливо к нему относиться. Ученик перестает воспринимать учителя в каждом случае взаимодействия с ним. Это приводит к нарушению учебно-воспитательного процесса и в результате неуспеваемости учащегося.

Школьный психолог проводит профилактическую, диагностическую, коррекционную и консультативную работу с детьми, учителями и родителями.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: