Лучшие игрушки от 6 до 9 месяцев
Одно из первых выдающихся достижений ребенка - умение самостоятельно садиться. Все дети приходят к нему разными путями. Одни подгибают ножку и присаживаются через бедро, другие садятся из положения на четвереньках, третьи сначала учатся вставать, а уж потом - садиться. Но, так или иначе, после того как малыш начинает сидеть, в его развитии происходит поистине революционный скачок: у него освобождаются ручки. А умение свободно манипулировать руками - поднимать, вкладывать, вынимать, перебирать, сортировать предметы - напрямую связано с тончайшими функциями мозга: речью, фантазией, логическим мышлением.
Причем следует отметить, что как раз в середине первого года жизни мозг малыша особенно восприимчив к сигналам, идущим от его ручек (в психологии оптимальный период для освоения того или иного навыка называется сензитивным). То есть именно сейчас кроха может освоить сложные ручные манипуляции с максимальной легкостью и с наибольшей пользой для дальнейшего развития, как физического, так и интеллектуального. И, конечно же, помогут ему в этом особые игрушки.
Коробочка, отворись...
Какие игрушки больше всего завораживают малышей этого возраста? Ну, конечно же, коробки: от огромных ящиков, куда можно едва ли не целиком влезть самому, до крошечных шкатулочек с таинственным содержимым. Положите в коробку всякую всячину: разнокалиберные игрушки, тряпочки, предметы домашнего обихода (ситечки, ложки, деревянные толкушки, пластиковые бутылки) и дайте «сокровищницу» малышу. Он будет долго и с наслаждением вынимать свои богатства, ощупывать, пробовать их на зуб, складывать обратно. Можно купить специальные яркие контейнеры для игрушек или воспользоваться обычными картонными ящиками. Больше всего детям нравятся пластиковые контейнеры для мусора с крышкой-качелями: искать предметы на ощупь в их таинственной глубине не только интересно, но и очень полезно, поскольку это стимулирует тактильную память - мозг воссоздает визуальный образ предмета по тактильным ощущениям.
Кубики да шарики...
Кубик - одна из тех игрушек, на которых дети вырастали на протяжении многих поколений. Но сегодня кубики - это не просто строительный материал. Мягкие кубики с разнофактурной поверхностью и наполнителями нежно массируют крошечные пальчики. Спрятанные внутри бубенчики и пищалки привлекают внимание малыша. Конечно, кроха далеко не сразу научится строить башню, ставя кубик на кубик, но, исследуя свойства «строительного материала», он будет все больше совершенствовать координацию движений.
Сенсорные кубики - это целый мир. Ребристые и пупырчатые грани из мягкого силикона - не только превосходные массажеры, но и фиксаторы, при помощи которых кубики легко соединяются друг с другом. Что помогает крохе освоить навыки «Лучшего-в-мире-строителя-башен».
Не менее полезны для развития ручной координации и шарики. Перекатывая шарик или мячик между ладонями, кроха тренирует возвратно-поступательные движения кисти и предплечья. Особенно интересно, если шарик полон сюрпризов и неожиданностей, например, когда из шарика при легком нажатии вылезает веселая гусеница.
Мелкая моторика - как не навредить?
В последнее время много говорится о необходимости развивать мелкую моторику малышей, поскольку непосредственно от нее зависит речевое развитие. Однако, как это ни парадоксально звучит, чрезмерное развитие мелкой моторики куда вреднее недостаточного.
Кончики наших пальцев, действительно, пронизаны нервными окончаниями, связанными с отдельными участками коры головного мозга, отвечающими за развитие речи. Но мозг человека устроен так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте, когда мозг оптимально предрасположен к усвоению именно этой функции. Если мы начинает преждевременно развивать более высокую зону мозга, развитие более низких подавляется, и это может привести к прямо противоположному результату: позднему началу речи, заиканию, логоневрозам.
Поэтому у малыша прежде всего должны появиться игрушки, формирующие правильный кистевой захват (разнообразные мячики, мягкие шарики, крупные кубики), затем - игрушки, которые развивают глазо-ручную координацию (сортеры, пирамидки), и уж только потом - многофункциональные развивающие центры с обилием мелких деталей, для игры с которыми требуется активная работа пальчиков. Так что и при выборе игрушек действует основной принцип развития и воспитания - всему свое время!
Маленький манипулятор
Освоив простейшие манипуляции с крупными предметами, кроха переходит к более тонким движениям, требующим хорошей координации между глазом, кистью, мельчайшими мышцами и нервами пальчиков.
Чтобы максимально развить все необходимые функции, малышу потребуется несколько типов игрушек.
- Башенки, состоящие из разноцветных цилиндров убывающего размера, давно уже стали одной из самых популярных развивающих игрушек. И это неудивительно: сочетая достоинство кубиков и пирамидки, они могут выполнять массу дополнительных функций: выступать в роли контейнеров, формочек, кукольной посуды...
- Пирамидки. Вам кажется, нет ничего проще, чем насадить колечко пирамидки на стержень? Попробуйте сделать это левой рукой, если вы правша (или правой - если левша). Неудобно? А крохе, который еще только-только осваивает пространство, во сто крат сложнее. Начинать знакомство с этим видом
- игрушек стоит с пирамидок с крупными, мягкими кольцами, а уж затем переходить к более сложным классическим пирамидкам с тонким стержнем и пластиковыми или деревянными колечками.
- Сортеры. Чтобы вставить фигурку в нужную дырочку, требуется не только хорошая координация движений, но и глазомер. Хотя сортеры с фигурками животных или других предметов выглядят очень симпатично, начинать рекомендуется с классического сортера-ведерка с прорезями в виде простых геометрических фигур.
- Бусины. Вертеть крупные деревянные бусинки на шнурке, конечно, очень интересно. Но еще увлекательнее передвигать их по настоящему лабиринту из выгнутой во всех направлениях проволоке. К тому же это очень полезно, поскольку координирует движения пальчиков и кисти в трех проекциях. Когда малыш подрастет, деревянные детали можно будет снимать с проволоки, использовать их в качестве строительного материала, нанизывать обратно.
Рожденный ползать
Многие родители считают, что ползание - навык необязательный и даже радуются, если малыш сразу начинает ходить, ведь с ползунком-то хлопот куда больше!
Однако ползание не просто мимолетный этап на пути к ходьбе. Существует самая непосредственная связь между умением ползать и дальнейшим развитием ребенка. Когда малыш появляется на свет, каждое полушарие его мозга работает автономно, словно «не замечая» присутствия второго. Поэтому движения новорожденного нескоорди-нированы: он не может протянуть ручку к игрушке, перевернуться со спинки на животик. Но со временем между полушариями возникает своеобразный мостик из нервных волокон, которые связывают различные участки мозга, координируя их деятельность.
Когда ребенок ползет, у него синхронно работают разноименные конечности: левая рука и правая нога и наоборот. А значит, полушария мозга постоянно взаимодействуют: какое бы из них в данный момент ни было активно, второе помогает ему.
С другой стороны, при ползании малыш фокусирует взгляд на собственных ручках, а это, в свою очередь, способствует развитию ближнего зрения, необходимого для чтения, письма, рисования. Кроме того, соприкасаясь пальцами и ладонями с шероховатой поверхностью пола, малыш тренирует мелкую моторику, что также необходимо для развития речи и письма. Вот почему так важно, чтобы кроха научился ползать как можно раньше и ползал как можно дольше.
Свобода передвижения
Однако, если ползание так необходимо, то почему же некоторые дети так и не начинают передвигаться ползком? Как правило, это те малыши, которые большую часть времени проводят в кроватке или в манеже. Им просто некуда ползти. Зачем стараться, если все равно через секунду упрешься носом в стенку. Поэтому, пока малыш бодрствует, его периодически нужно класть на пол - животиком на игровой коврик. А чтобы ползание принесло максимальную пользу, у малыша обязательно должны быть голенькими пяточки, икры и предплечья - там находятся рефлекторные зоны, стимулирующие ползательный рефлекс.
Цель на горизонте
Чтобы маленькому человечку захотелось ползти, у него должна быть цель: яркая и привлекательная игрушка, до которой очень хочется дотянуться. Идеально подходят музыкальные неваляшки: они манят малыша к себе яркими красками и нежной мелодией.
Чтобы малыш не утратил интереса к цели путешествия, он не должен переутомляться: задавайте расстояние, соразмерное возможностям малыша - поначалу оно может быть лишь чуть больше его вытянутой руки и затем, конечно, постепенно увеличиваться.
Порадуем малыша
Перекати-поле
Чтобы процесс усвоения навыка ползания стал для малыша более увлекательным, обзаведитесь игрушками, которые будут катиться перед ним:
- Звенящие мячики, под прозрачным корпусом которых перекатываются шарики и бубенчики.
- Специальные надувные валики.
- Забавные каталки-тренажеры с зеркальцем, предназначенные специально для ползунков.
Полигон для ползунка
Для «продвинутого» ползунка полезно создать на полу небольшую «полосу препятствий». В нее могут входить разные приспособления.
- То, по чему можно ползать. Чтобы обогатить сенсорные ощущения малыша, положите на его пути покрытия с разной поверхностью: мягкий ковер, туристический коврик из полиуретана, пупырчатый резиновый коврик для ванной, груботканый хлопковый половик, кусок линолеума и т. д.
- То, во что можно заползать. Можно просто взять большую картонную коробку из-под бытовой техники и поставить ее набок. Или взять специальный тоннель для ползания, который присоединяется к домику-палатке или используется самостоятельно.
- То, через что можно переползать. Подойдет одеяло, скатанное в тугой валик, небольшая подушка, надувные игрушки (маленький надувной бассейн, круг для плавания в виде лодочки, рыбки и т. д.). В специализированных Интернет-магазинах встречаются также специальные мягкие модули для ползунков. Правда, они достаточно дороги, но такая покупка явно оправдает себя: когда малыш подрастет, он сможет возводить из крупных разноцветных модулей причудливые сооружения.