Круговорот слов: как помочь ребенку заговорить?

images (7)

Мы часто что-то роняем в течение дня и делаем на этом специальный акцент только если что-то разбилось, разлетелось вдребезги. На самом деле мы даже просто в игре можем специально уронить что-то невысоко, безопасно и сказать: «Упало». Повторять это несколько раз в день: «Упало». Ребенок может подхватить эту игру. Пусть он кинет игрушку, Вы произнесете: «Упала». И так несколько раз в день. И я уверена, что со временем ребенок бросит игрушку и порадует Вас этим словом. То же самое мы можем делать со словом «высоко».Используем это постоянно: «Высоко летит птичка, высоко гнездо на дереве, высоко луна, высоко солнышко, я тебя подняла высоко». Открыли двери, а сверху показали какой-нибудь театр, может быть с пальчиковыми куколками и сказали: «Вот они как высоко!» Использовать дверь шкафа в виде ширмы и при этом задействовать понятие «высоко». Слово «завтра» очень хорошо воспринимается детьми, не смотря на то, что я считаю его сложным. И сочетание согласных, и звук З непростой. И, тем не менее, мы можем какие-то события, которые повторяются, говорить, что это будет завтра. Завтра, завтра, завтра — и ребеночек это тоже запомнит.

Хочу обратить ваше внимание на следующее слово — это «нету». Да, мы обычно говорим с Вами «нет», но «нету» ребенку произнести чуть проще, потому что незакрытый слог в слове появляется. И, кроме того, мы с вами сразу можем отрабатывать 2 слога, которые помогут ребенку заговорить. Я думаю, что Ту у вас появится довольно быстро, а Не — для произношения будет посложнее. Но на базе того, что уже знакомо вы и его сможете освоить.

Пусто — у нас была одна из любимых присказок — «Пусто, пусто — выросла капуста». Мы это делали и говорили практически после каждой еды. Когда наша тарелочка пустела и я это говорила. И мой сын Степа слово «пусто» не говорил. Он сразу стал говорить эту присказку: «Пусто, пусто — выросла капуста». Мы можем это произносить с разной интонацией. Дети очень чувствительны к нашей эмоциональности и мы можем говорить это с удивлением, с грустью, с разочарованием, привлекая тем самым внимание к слову «пусто».

Дальше — «темно». Можно взять пару «темно — светло». Тоже постоянно обращать внимание — темно на улице, в комнате. Светло можно использовать в паре, но все-таки здесь звук С. Можно отложить на более поздний период.

Фраза: «Что там внутри?» может в течение дня сопровождать Вас многократно. Можно придумать массу игр и повторять эту фразу. И ребенок довольно быстро подхватит и скажет хотя бы: «Что там?» Слово «внутри» может отойти на вторую роль, но «Что там» он подхватит.

В играх, даже в чтении, в любых своих действиях можно обращать внимание на то, что «моя очередь» — «твоя очередь». Во-первых, это будет очень хорошо — ребенок научится и делиться, и некоторому ожиданию. Умение произносить эту фразу пригодится на детской площадке, когда захочется поиграть чужой игрушечкой. Ребенок сможет сказать, что сейчас «моя очередь», а потом будет очередь другого ребенка. Вы это можете делать, когда читаете и перелистываете странички. Вы перелистнули и сказали: «Моя очередь». Потом он перелистнул: «Твоя очередь». Когда вы катаете машинки — делаете по очереди. Когда учитесь кушать. Одну ложечку скушал он сам, вторую Вы даете — кормите, если у Вас еще этот этап в освоении приема пищи.

И такой момент, как «быстро — медленно». Это слова непростые и, возможно, что ребенок будет их произносить с некоторыми дефектами, с пропусканием звуков. Тем не менее, их очень хорошо их использовать — дети с энтузиазмом подхватывают игру.  Например, на улице во время прогулок это можно замечать, что «машины едут быстро». Еще у нас была очень хорошая игра с фонариком. Вечером я зажигала фонарик и он быстро-быстро бегал по стене. Ребенок завороженно следил глазками за этой точкой. Тогда я сбрасываю темп и говорю: «медленно». И пятнышко света медленно и плавно передвигается по стене. Ребенок перестраивается, переходя от возбуждения к созерцанию. Во-первых, он однозначно приходит к пониманию что значит быстро, а что медленно, и, во-вторых, — ему это нравится. И в следующий раз он возьмет фонарик, захочет поиграть в эту игру и сможет повторить и слова тоже.

Я привела те слова, которые я использовала. Можно продолжить этот список в зависимости от вашего обихода, образа жизни. Этих слов может быть гораздо больше. Но и после того как ребенок осваивает подобный первый список, его можно продолжать, расширять и использовать. Главное, что об этом можно задуматься, составить и использовать эти слова.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: