Феномен совладающего поведения
Умение преодолевать трудности, совладать с невзгодами, которыми изобилует повседневная жизнь, является одним из важных показателей адаптированности человека к условиям его жизни, свидетельствует об определенной зрелости его личности.
Поведение в трудных жизненных ситуациях стало предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин — «coping» — справляться, преодолевать, совладать; нем. — «Bewaltigung» — переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, то есть выяснением того, как, каким образом человек ведет себя в различных трудных жизненных ситуациях. С начала 90-х годов прошлого века совладающее поведение становится предметом исследования и отечественной психологии. Так, по мысли Л.И. Анцыферовой (1994), совладающее поведение относится к малоизученным жизненным дарованиям личности. К.А. Абульханова-Славская (1991) относит его к ее конструктивным силам.
Современными исследователями А.Л. Журавлевым, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко и др. (2008) совладающее поведение, в соответствии с теорией психологии субъекта, понимается как особый вид социального поведения человека, обеспечивающий или разрушающий его здоровье и благополучие. Такое поведение позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией — ее изменение (когда она поддается контролю) или приспособление к ней (в случае, когда ситуация не поддается контролю). Совладающее поведение, во многом обусловленное социокультурными традициями, помогает человеку вписаться в общество. Оно характеризует адаптивного и зрелого человека, субъекта и является результатом становления его сознания и самосознания, зрелой картины мира.
Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия.
Совладающее поведение реализуется через стратегии, образованные различными способами этого поведения. Выделяют так называемые базовые и специфические стратегии совладающего поведения.
К базовым стратегиям, выделенным Дж. Амирха-ном (1990), относят стратегии «решение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание». Стратегия «решение проблем» предполагает самостоятельные активные усилия человека по совладанию с трудной ситуацией; стратегия «поиск социальной поддержки» выражается в использовании способов, направленных на привлечение сторонней помощи для совладания с трудностью; стратегия «избегание» направлена на отвлечение от разрешения трудной ситуации и переключение на другие виды деятельности.
К указанным в аналитической статье К. Муздыбаева (1998) специфическим стратегиям поведения в трудной жизненной ситуации относят стратегию, сфокусированную на оценке, стратегию, сфокусированную на проблеме, и стратегию, сфокусированную на эмоциях. Стратегия, сфокусированная на оценке, предполагает, что личность, использующая эту стратегию, определяет для себя значение и суть происходящего, пытается оценить последствия, с которыми ей придется столкнуться. Основные способы сводятся к логическому анализу, когнитивной подготовке, выделению позитивных моментов и т. д., возможно использование и защитных механизмов: отрицание или приуменьшение угрозы и пр. Стратегия, сфокусированная на проблеме, выражается в стремлении личности непосредственно иметь дело с трудной ситуацией и предполагает решительное противостояние стрессорам и их последствиям. Вначале должна быть получена максимально надежная и полная информация относительно возникшей ситуации. Главным является принятие решения и реализация конкретных действий. Стратегия, сфокусированная на эмоциях, используется личностью, которая пытается сохранить эмоциональное равновесие и управлять своими чувствами. Способы, относящиеся к данной стратегии, таковы: обретение надежды на изменение ситуации, размышления о позитивной перспективе, следование нормам морали, научение терпимости.
Более детализированный подход к классификации способов совладающего поведения строится на трех основных критериях.
1. Эмоциональный/проблемный:
- эмоционально-фокусированные способы поведения — направлены на урегулирование эмоциональной реакции;
- проблемно-фокусированные способы поведения;
- направлены на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
2. Когнитивный/поведенческий:
- «скрытые» внутренние способы поведения — когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс;
- «открытые» поведенческие способы — ориентированые на поведенческие действия, используются способы, наблюдаемые в поведении.
3. Успешный/неуспешный:
- способы, ведущие к успешному разрешению трудной ситуации, — используются конструктивные способы и стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс;
- способы, ведущие к неуспешному разрешению трудной ситуации, — используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению стресса.
В основном эти стратегии исключают, но иногда могут и дополнять друг друга. Исследования показывают: многие люди, оказавшиеся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.
Особое внимание отводится анализу эффективности стратегий и способов совладающего поведения. С.К. Нартова-Бочавер (1997) пишет: «Поскольку психологическое преодоление “запускается” ситуацией, то естественно считать его завершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач».
В исследовании И.П. Стрельцовой показано, что нельзя однозначно определить конструктивность стратегий и, соответственно, способов поведения вне контекста реальных условий ситуации. «Для каждой стратегии существует свой круг ситуаций, где она будет наиболее эффективной или даже единственно возможной, в то же время, в определенных условиях каждая из рассматриваемых стратегий может оказаться неконструктивной».
Надежным критерием эффективного совладающего поведения является повышение стресс-резистентности и уменьшение чувства уязвимости по отношению к стрессам (Conway V.I., Terry D.J., 1992).
Несмотря на то, что вопрос об эффективности — неэффективности предпочитаемых способов и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях остается дискуссионным, ряд авторов полагает, что есть стратегии и способы поведения в трудных жизненных ситуациях неэффективные для совладания: избегание и самообвинение, занижение своих возможностей (Weber Н., 1992).
Так называемое «отреагирование чувств», или проявление возникших состояний эмоционального напряжения, считается довольно эффективным способом совладания со стрессом, если исключить проявление агрессивности как явления асоциального.
Обоснованное обращение к стратегии поиска социальной поддержки, безусловно, признается наиболее эффективным средством совладания с трудной жизненной ситуацией.
Способы же и стратегии, относящиеся к защитным формам поведения в трудных жизненных ситуациях, получили у исследователей разную оценку. Исследователь Н. Хаан (1977) полагает, что подобные формы поведения являются неприемлемыми для эффективного совладания, так как мешают адекватному восприятию действительности и дезадаптируют личность. Однако другие ученые считают, что ослабление стресса, пусть и иллюзорное, и отвлечение за счет этого от ситуации помогает человеку мобилизоваться и сконцентрировать усилия на реальном преодолении жизненной трудности (Беккер П., Кавер К., 1989).
Анализ эффективности совладющих стратегий с точки зрения дифференциальной психологии показывает, что «предпочтение совладающих стратегий в сложных жизненных ситуациях отражает эффективный (с точки зрения результата), оптимальный (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивный (с точки зрения целесообразности) выбор способа поведения человека. Соответственно, защитные стратегии являются свидетельством неэффективного, неоптимального и неконструктивного выбора» (Либина Е.В., 2003).